Дело писателя
- пройти путь от замысла произведения до его завершения. На этом
пути можно обозначить три главных этапа. Выразительные названия
для двух основных этапов придумал писатель Николай Лесков: работа
вдоль и работа поперёк.
Но начнём с
предварительного этапа, который назовём ГРУНТОВКОЙ. Это составление
вариантов плана, наброски общей структуры произведения, написание
разрозненных черновых набросков, собирание материала. В конце этого
этапа у нас может возникнуть рабочая структура, которой мы будем
руководствоваться в дальше и по которой распределены имеющиеся наброски
и материалы. Впрочем, у кого-то всё это может наслаиваться в душе,
в уме, готовя почву для решительного творческого порыва - спонтанного
написания текста.
Так или иначе,
но дальше начинается второй этап - РАБОТА ВДОЛЬ, основное сочинение
текста. При этом рабочий план может видоизменяться; имеющиеся фрагменты
могут быть использованы как есть, переписаны заново или выброшены
вообще; материалы могут быть пущены в работу, отложены в сторону
или заменены другими. Итогом этой работы станет написанное произведение.
Можно назвать его черновым вариантом. У одних это, действительно,
лишь первая версия текста, у других она очень близка к чистовой.
После этого
начинается РАБОТА ПОПЕРЁК. Она не менее важна, чем два первых этапа.
Это улучшение написанного. Редактирование, доделывание, переделывание
- всё то, в результате чего возникает текст в его окончательном
виде.
Речь здесь
идёт о трёх качественно различающихся видах писательской деятельности,
связанных воедино.
Для грунтовки
важно определиться с темой, обдумать её, собрать относящийся к ней
материал - хотя бы на каком-то предварительном уровне. То есть подготовиться
к тому, чтобы начать писать на выкладку.
Для работы
вдоль нужны вдохновение, отвага, стремление высказаться, готовность
не только начать писать текст, но и закончить его.
Для работы
поперёк на передний план выступает умение согласовать отдельные
части произведения, улучшить каждую из них, отшлифовать фразы, отладить
их взаимосвязь друг с другом.
Так что путь
наш - не от начала до конца произведения, а от грунтовки до шлифовки.
|