Когда человек
начинает писать, какие слова и обороты приходят в первую очередь
ему на ум? Те, которые он читает и слышит чаще всего. Которыми полны
повседневные разговоры, реклама, газеты, телевизор и радио…
Это первый,
самый доступный языковый, лексический слой. Он не просто легко достижим,
но даже навязчив: затасканные сентенции, обрывки фраз, эпитеты и
словечки сами лезут в голову, когда пытаешься выразить что-то на
бумаге. Они цепляются за мысли крючками ассоциаций, терпеливо пульсируют
в ожидании того, что ты воспользуешься их дешёвыми услугами, выпячивают
свои достоинства: мы совсем рядом, мы всем известны, всем понятны!..
Нужно определённое
усилие, чтобы отказаться от этих готовых возможностей, привычных
клише и затасканных выражений. Только если хватит решимости, если
сумеешь отразить напор стандартных и общеупотребительных средств
изъяснения, ты пробьёшься к следующему лексическому слою. Здесь
уже можно позаботиться о том, чтобы подыскать слову его эпитет,
подчёркивающий своеобразие употребления и взаимодействующий с контекстом.
Здесь можно самостоятельно, по-новому формулировать мысли и пытаться
выработать начальный подход к собственному стилю…
Но если хочется
добиться настоящего мастерства, необходимо набраться силы духа и
пройти сквозь этот слой тоже. В следующем слое тебя ждут настоящие
открытия, яркие фразы, тонкие стилистические находки…
Не стоит думать,
что в языке существует ровно три слоя. Это лишь принцип, позволяющий
определить для себя меру творческой сосредоточенности. Я не знаю,
сколько слоёв проходит гений, чтобы обеспечить бессмертное звучание
своего произведения. Но знаю, что преодоление очевидного и прорыв
к небывалому составляют непременную часть его работы. Иначе вершиной
литературы были бы рекламные слоганы.
|