Тем,
кто помладше (из книги "Пиши по-своему")
ДОМ - это способ
помнить о главных вещах для того, что мы сочинили.
Д - значит,
пусть будет Действие. Пусть происходят события, пусть по-своему
поступает каждый персонаж. Пусть читать будет не скучно.
О - значит,
пусть будет побольше картинок, Образов. Потому что с ними интереснее.
Пусть у того, кто читает, в памяти останется какой-то главный образ,
самая важная картинка.
М - значит,
есть Мысль. Значит, мы пишем не просто слова, а с каким-то смыслом.
И читателя своего подтолкнём к тому, чтобы задуматься. Думать полезно.
Тем, кто постарше (из книги "Написать свою книгу")
ДОМ - это аббревиатура
для перечня трёх главных составляющих произведения. Легко увидеть,
что этот перечень не в равной степени пригоден для всех жанров.
Можно привести великолепные примеры произведений, где отсутствует
один из элементов ДОМ'а, или даже два, а то и все три. (То же самое
можно сказать и о любом другом литературном законе: всегда можно
отыскать замечательные опровержения.) Но если чувствуешь какой-то
дисбаланс в своей литературной постройке и хочешь понять, в чём
дело, на всякий случай вспомни словечко "ДОМ" и мысленно
пробеги по трём его буквам-пунктам.
ДОМ - это Действие
+ Образ + Мысль. Три опоры произведения. Приглядимся к ним чуть
подробнее, зная, что к каждой из них мы ещё не раз вернёмся.
ДЕЙСТВИЕ
Поскольку предметом
нашего повествования является некий случай, надо дать ему произойти.
Значит действие нам необходимо. Действие необходимо и читателю,
которого оно внутренне активизирует.
Кроме того,
хорошо бы сделать произведение увлекательным, и первый инструмент
для этого - именно действие. Недаром "действием" называется
часть пьесы. Недаром наряду с этим словом в русском языке успешно
действует его англоязычный синоним "экшн". Слишком много
важных сторон у этого термина, вот и пришёл второй на поддержку.
Действие определяется
событиями (начиная с происшествия, задающего ход сюжету) и связанными
с ними поступками персонажей. Без действия и вовсе можно обойтись
- так же, как можно разыграть пьесу, запретив актёрам двигаться.
Но всё-таки у актёров это будет скорее декламация, чем спектакль,
а у нас скорее декларация, чем литература.
ОБРАЗ
Сила образа
проявляется на самых разных уровнях. Поэтому мы должны постоянно
располагать себя к словесной живописи, когда дело касается описаний,
к использованию сравнений и метафор для передачи своего отношения
к персонажам и их действиям, а самое главное - к тому, чтобы написанное
нами создавало определённый метафорический образ. Или, проще говоря,
обобщающую картинку.
Значение образа
проявляется часто в том, что он поселяется в самом названии произведения.
Это вовсе не обязательное правило. Но сама возможность ключевой
метафоры уместиться в двух-трёх словах, или даже в одном, подсказывает
нам, что роль образа во многом связана с концентрацией написанного.
С тем, чтобы свести главное в некий изобразительный фокус.
МЫСЛЬ
Смысл - это
не то, что надо непременно заготовить заранее, а потом вплетать
в повествование. Задача автора - не управлять мыслью читателя, а
просто дать место в том, что они пишет, своей собственной мысли.
В детском или подростковом возрасте вполне естественно писать "просто
так", но потом работа мысли приобретает гораздо большее значение.
Мысль - это
наша внутренняя мотивация к произведению, но не только. Когда мы
пишем, наша исходная мысль может претерпевать изменения, она растворяется
в написанном, соединяется с ним. И та итоговая идея, с которой мы
заканчиваем писать, становится уже результатом наших писательских
усилий. Она может не быть выражена в явном виде, но её внутреннее
присутствие является каркасом написанного.
Можно не думать
о мысли своего произведения. Это нормально, когда мышление идёт
органично, без рефлексии о себе самом. Но если написанное получилось
пустоватым, и вы сами это ощущаете, стоит взглянуть на него ещё
раз: присутствует ли в нём важная для вас мысль или надо позаботиться
и о ней тоже, прежде чем праздновать новоселье.
|