Виктор Кротов
Литературные студии "Изюминка" Добро пожаловать!
 
Афоризмы-определения
 
 
на главную

Тем, кто помладше (из книги "Пиши по-своему")

Как придумать определение

Самый короткий жанр - это афоризм. Афоризмами часто называют изречения великих людей. На самом деле это просто краткое необычное высказывание.

Среди разных афоризмов можно разглядеть ещё один жанр. Это афоризм-определение. Или просто - определение. Этот жанр нам особенно пригодится.

Определение - это когда ты говоришь о том, что означает какое-то слово. Но не так, как в толковом словаре, а необычно, по-своему.

*

Придумывать определения - отличная игра! Это можно делать быстро и метко, как стрелок в тире.

Сначала выбери какое-нибудь слово. Такое, чтобы тебе хотелось подумать о нём. В тире тоже сначала выбирают мишень.

Теперь попробуй объяснить это слово коротко и необычно. Не так, как объяснил бы учебник, а поинтереснее. Чтобы в определении был ТВОЙ смысл.

Например:

ЗЕРКАЛО - это Маша и Ашам. Маша Тарасенко, 7 лет

КЛОУН - это весёлое чудо-юдо. Ксюша Кротова, 5 лет

ЛОШАДЬ - высокие качели. Таня Шопина, 6 лет

МЕТРО - дом быстрых кротов для людей. Лёня Янушевич, 9 лет

СКОРЛУПА - обёртка от яйца. Даниил Горобец, 8 лет

*

Придумывание определений - это такая игра в разгадывание. Ты по-своему додумываешься, что означает слово. И записываешь свою догадку.

Можно придумать определение-картинку. Или смешное определение. Или вообще наоборотное.

Определение - это мостик к слову. И строишь его ты. По этому мостику пройдёт тот, кто прочитает определение. И увидит слово так, как ты его увидел.

*

Можно самому проверить, удалось ли тебе определение. Оно состоит из двух частей. Слева - слово. Справа - само определение. Закрой левую часть, слово. Прочти правую часть. А теперь подумай, можно ли догадаться, что за слово ты закрыл? Если можно (пусть даже с трудом), то всё в порядке. Если никак нельзя, значит, надо что-то добавить или изменить.

Например, если задуманное слово определить просто одним словом, то по нему не догадаешься, что задумано. Нужно добавить какие-то уточнения.

"Цветок - это красота". Это так. Но разве угадаешь, что словом "красота" мы определили именно цветок, а не лес или море? Вот если написать "цветок - это красота с лепестками" или "цветок - это распускающаяся красота", с лесом или морем уже не спутаешь.

*

Можно проверить, как получилось определение, на другом человеке. Ведь сочинителю всегда нужен читатель, чтобы посмотреть: интересно ли ему то, что написано.

Но если твоё определение пока не оценили, не унывай. Афоризм - это фраза для понимания не с первого раза. Гляди-ка, это ведь тоже определение! Да ещё с рифмой внутри. Что ж, так даже веселее.

*

Афоризм-определение можно придумать за одну минуту. Но это законченное литературное произведение! Главное - не забыть его записать.


Тем, кто постарше (из книги "Учусь сочинять")

Среди жанров, в которых обязательно надо попробовать свои силы, есть один особый жанр. Это самый короткий литературный жанр, потому что краткость - главное его достоинство. Называется он - афоризм. Это краткое выразительное законченное высказывание.

Но трудно взять и придумать просто "какой-нибудь афоризм". Зато существует интересная разновидность этого жанра, которая очень полезна начинающему сочинителю. Да и продолжающему тоже.

Этот "жанр в жанре" называется так: АФОРИЗМ-ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Двойное название нужно лишь для того, чтобы показать, что это тоже афоризм, но особый по форме. Можно говорить и просто "определение", если уверен, что тебя верно понимают.

Конечно, не всякое определение годится в афоризмы. Обязательно нужен какой-нибудь неожиданный разворот мысли или образ. Нужна выразительная формулировка, которая никому ещё не приходила в голову.

Чтобы придумать афоризм-определение, нужно взять слово, которое тебе интересно обдумать. Слово, которое тебе чем-то любопытно. (Впрочем, разве есть слова, НЕ любопытные для сочинителя?) И попробовать объяснить: что же это слово означает. Конечно, не так, как в толковом словаре. Определить по-своему! Пусть это будет не совсем обычное, даже не совсем толковое определение, но привлекающее внимание к слову и к тому смыслу, который ты в нём неожиданно для всех увидел.

Вот некоторые примеры афоризмов-определений:

ДОМ - это маленькая родина. Аня Лазарева, 10 лет

ЖУРНАЛ - одноразовая книга. Даша Ёлкина, 12 лет

ОБУВЬ - нога без внутренностей. Лёша Твердов, 11 лет

ПРИМЕР - это то, что примеряют к ответу. Лёша Абрамов, 11 лет

РЕБЁНОК - это маленький человечек, который всем надоедает. Даша Малахова, 11 лет

*

Афоризм вообще означает, что ты ценишь каждое слово, слышишь мелодию фразы и наполняешь её новым смыслом. Но для определения важно ещё особое внимание к слову, которое ты объясняешь. Ты стараешься разгадать скрытую в нём тайну. Таких разгадок может быть много, одна другой интереснее.

Определение - это построенный тобой мостик к смыслу слова. Читатель пройдёт по нему и увидит то, что разглядел ты.

Определение - это штурм слова фразой, его завоевание с помощью других слов.

Определение может быть рассудительным или живописным, юмористическим или фантастическим. Оно может быть простым или сложным, но краткость будет его украшать, а ясность необходима любому афоризму.

Определение - это хорошо сформулированное удивление. В каждом слове заключено много неожиданного. Как же не удивиться тому новому, что ты в нём увидел! И когда это удивление выражено словами, оно навсегда сохранится в афоризме.

Определение - это разгадка загадки, состоящей из одного слова. Как проверить, удалась ли разгадка? Если другие люди могут догадаться по афоризму, к какому слову он относится, - значит, удалась. А если нет - значит, не очень. Можно и самому проверить: закрыть слово, которое определил, и честно признаться себе, угадал бы ты его по определяющей фразе или нет. (Нельзя поэтому определить слово одним другим словом - например, его синонимом. Нужны и пояснительные слова. Хотя бы ещё одно.)

Всякий афоризм - это понимание, требующее понимания. Автор подыскивает слова для своей мысли. Но и читателю нужно потрудиться, чтобы как следует понять эти слова.

А если твоё открытие нового смысла в старом слове пока не оценили, не унывай. Афоризм - это фраза для понимания не с первого раза.

ГЕРБ - клеймо народа. Ксюша Белоусова, 12 лет

ГОСТЬ - временный король дома. Саша Овчинников, 14 лет

КАВЫЧКИ - конюшня для слов. Настя Коршунова, 11 лет

ОЧЕРК - это чертёж событий. Катя Бец, 10 лет

УЧЕБНИК - терзающий ум. Света Гостева, 12 лет

*

Афоризмы-определения очень полезны для тренировки литературных навыков. Ведь в этих коротких фразах возникают образы, в них по-своему разворачивается мысль. Определение может звучать, как маленькое стихотворение. А может представлять собой крошечное эссе.

Придумывать необычные выразительные определения - значит учиться управляться со словами, соединять их в такие фразы, которые будет интересно прочитать. Это умение будет полезно и в любом другом писательском жанре.

Да и само обдумывание слов, их внутреннего содержания, необходимо писателю. Если придумать определения для нескольких основных слов своего будущего рассказа, сказки или эссе, ты сможешь и лучшего представить себе, о чём писать, и даже сами эти определения использовать внутри другого жанра.

ДРУГ - человек, в которого можно положить свои мысли, как в сейф. Катя Ивашко, 12 лет

ЗУБЫ - кости, которые видны. Маша Вандышева, 12 лет

ИМЯ - короткий рассказ о человеке. Катя Татаринская, 13 лет

КУЛЬТУРА - вещь, которую показывают в гостях. Маша Андреева, 12 лет

ЛАСТИК - убиратель глупых мыслей. Вика Трошина, 12 лет

*

Если мысль не помещается в одну фразу, можно воспользоваться двумя фразами. А можно написать на эту тему ещё несколько фраз - и уже получится эссе. Или стихотворение-верлибр. От афоризма-определения легко перейти в любой другой жанр: оно словно пробивает ход нашему воображению.

Если же остаться в этом жанре и придумывать именно определения, то скоро у тебя будет твой собственный, пусть поначалу небольшой, литературный словарик. В нём всё будет определено по-твоему. Это будет сборник твоих пониманий мира.

БАБОЧКА - радуга в фигурной оправе. Надя Иванова, 12 лет

ДВЕРЬ - заслонка от жизни. Маша Контарева, 11 лет

КУКУШКА - лесной таймер. Даша Калягина, 13 лет

ПОДУШКА - куриный гардероб. Лёша Грибков, 13 лет

ПРИРОДА - это задумчивая тайна. Надя Скибина, 12 лет

*

Какие же слова выбрать для "определительства"? Прежде всего - те слова, которые для тебя важнее других. Если больше любишь весну, попробуй определить, что такое весна. Если больше любишь осень, начни с осени. Одному интереснее сказать, что такое мороженое, другому - что такое музыка.

Теперь немного о том, как можно придумывать определения. Сначала - просто прислушаться к внутреннему голосу. Иногда он сам подсказывает интересную картинку или неожиданную мысль. Можно сравнить слово с чем-нибудь, а потом дополнить сравнение так, чтобы получилось определение.

Очень увлекательный способ - определить слово через что-нибудь совершенно противоположное. Например, можно ли определить белое через чёрное? Почему бы и нет - ведь приходим же мы иногда домой с чёрными руками, отмываем их добела, руки становятся белыми, но они те же самые, что и были. Вот и можно сказать: "Белое - это хорошо отмытое чёрное".

Есть ещё более отважный путь. Выбрать слово, которое будешь определять, а потом, ткнув наугад в книгу, взять другое слово, на которое случайно попал твой палец. И определить первое слово с помощью второго!

А что, почему бы не придумать определение для слова "палец" с помощью слова "доктор"? Доктор щупает пальцем пульс, простукивает лёгкие. То есть палец служит ему инструментом. Особенно если ничего другого под рукой нет. Вот и получается: "Палец - это инструмент доктора, у которого отобрали всё остальное".

В определении можно использовать рифму. Можно подумать, как бы определил выбранное слово малыш. Или как бы его определил, скажем, клоун. Можно сочинить такую загадку, чтобы отгадкой было нужное слово. Эта загадка и станет определением.

Можно определить слово одним способом, а потом совсем другим, а потом третьим - и выбрать то, что покажется самым удачным. Если повезёт, удачными могут оказаться и все три определения. Или пять. Почему бы и нет? Я знаю человека, который придумал почти три тысячи определений для слова "любовь".

А когда афоризмы-определения начнут получаться лучше и лучше, можно забыть все советы, которые здесь понаписаны. И придумывать, что означают слова, так, словно ты первый человек на Земле.


Тем, кто ещё постарше (из книги "Написать свою книгу")

Мы привыкли понимать афоризмы как изречения великих людей. Но это не так. Афоризм - это просто выразительное законченное высказывание. А в чём его неоспоримое достоинство для пишущего человека - это краткое самостоятельное произведение. Если афоризм получился удачным, с вас не будут требовать справку о том, что вы являетесь великим человеком. Например, народные пословицы чаще всего представляют собой прекрасные афоризмы, хотя автора их определить невозможно. Так что каждый имеет право попробовать, что у него получится.

Но как же реально начинать пробовать? Напыжиться - и изречь? Или всё-таки для начала стать великим человеком?..

Чтобы перейти к практической стороне дела, перейдём и к особой разновидности этого жанра, которая называется "афоризм-определение". Впрочем, такое солидное двойное название нужно лишь на первых порах - для того, чтобы показать, что это тоже афоризмы, но особые по форме. Можно говорить просто "определение", если быть уверенным, что тебя верно понимают. Это афоризм в форме определения, то есть слово, после которого раскрывается его смысл.

Вот несколько примеров афоризмов-определений:

Афоризм - это зерно мысли, созревшее для сказавшего и посеянное для услышавшего.

Жалюзи - это щёлочки на верёвочке.

Поэма - гибрид романа и симфонии.

Солист - певец, которому не удалось спрятаться за чужую спину.

Ужас - победа страха над разумом.

*

Придумать афоризм-определение очень просто: нужно взять слово и определить его по-своему. Не так, как в энциклопедическом или толковом словаре. По-своему увидеть это слово и по-своему рассказать о нём другим. Определение - это построенный тобой мостик к слову, о котором ты размышлял. Читатель пройдёт по нему и увидит то, что разглядел ты.

Определение - штурм слова фразой. Это завоевание смысла слова с помощью других слов. Как идти на штурм? Можно просто подумать. Можно использовать юмор. Можно найти необычный образ. Наше определение может быть рассудительным или живописным, реальным или фантастическим. Оно может быть простым или сложным, но краткость будет его украшать, а ясность необходима любому афоризму.

Определение - это хорошо сформулированное удивление. В каждом слове заключено много неожиданного, и нам остаётся только удивиться тому новому, что мы смогли в нём отыскать. Когда мы это удивление выразим словами, оно навсегда сохранится в нашем афоризме.

Определение - это разгадка загадки, состоящей из одного слова. Проверить, удалась ли разгадка, нетрудно. Надо закрыть слово, которое ты определил, и прикинуть, можно ли по определению догадаться, какое слово закрыто, или нет. (Нельзя поэтому определить слово просто одним его синонимом. Нужно какое-то уточняющее слово, позволяющее отличить один синоним от другого.)

Конечно, всякий афоризм - это понимание, требующее понимания. Автору нужно потрудиться, чтобы подыскать слова для своей мысли. Но и читателю нужно потрудиться, чтобы как следует понять эти слова. И если наше открытие нового смысла в старом слове пока не оценили, не будем унывать. Афоризм - это фраза для понимания не с первого раза.

*

Афоризмы-определения очень полезны для выработки литературных навыков. Ведь в этих коротких фразах возникают свои образы, в них по-своему разворачивается мысль. Лучшая школа шлифовки фразы - афоризм. Афоризм-определение позволяет начать обучение в этой школе моментально, оттолкнувшись от любого слова.

Определение приучает нас к другим жанрам. Оно может звучать, как маленькое стихотворение. Может представлять собой миниатюрное эссе или даже крошечную сказку. Более того, зерно определения - содержащаяся в нём мысль или образ - может стать зародышем произведения совсем другого жанра. Оно может прорасти в поэзию или в прозу, или даже в журнальную статью. Жанрам вообще свойственно перетекать жанров друг в друга. Надо только уловить это желание и поспособствовать ему.

Лаконичность и выразительность определений позволяют использовать их в литературном творчестве разными способами. Например, они могут служить прекрасными эпиграфами, подзаголовками, броскими врезами для журнальной статьи. Из определения легко сделать название, отбросив определяемое слово.

Но если всё-таки уделить внимание именно этому жанру самому по себе, если придумать определения хотя бы для нескольких десятков ключевых для тебя слов, это будет уже твой собственный литературный словарь. В нём всё будет определено по-твоему. Ты как бы создаёшь этим особый мир своих пониманий. Мир первооткрывательства смыслов.

Какие слова выбрать для того, чтобы попробовать себя в этом жанре? Прежде всего, наверное, те слова, которые означают для тебя что-то особое. Слова, которые тебе самому интереснее прочих.

Можно попробовать определить слово одним способом, а потом совсем другим, а потом третьим - и выбрать то, что кажется самым удачным. Если повезёт, удачными могут оказаться и все три определения. Или больше.

А когда начнёт получаться, можно забыть всё, что здесь понаписано. Можно угадывать, что означают слова, так, словно ты первый человек на Земле.

*

В завершение приведу 26 способов для придумывания определений-афоризмов. Иллюстрацией к каждому из способов будет определение самого слова "определение".
Почему именно двадцать шесть? Или вообще - зачем так много? Для того, чтобы на этом небольшом жанре показать, сколь велики и широки возможности творческого подхода. Уверен, что каждый может ещё и свои способы придумать.

1. ВНЕЗАПНОЕ ВЫТРЯХИВАНИЕ (быстрое определение). Этот способ заключается в том, чтобы побудить себя к максимально ускоренной выдаче формулировки. Можно засечь время или придумывать определения наперегонки с другим автором.

Пример: Определение - это объяснение с бухты-барахты.

Содержание метода слилось здесь с его результатом. Это не удивительно: о чём думал в тот момент, то и выплеснулось в первую очередь.

2. ПРИСЛУШИВАНИЕ К ИНТУИЦИИ (уловленное определение). Каждое слово порождает в нас разнообразные отклики. Уловить наиболее яркий образ и описать с его помощью исходное слово - путь для получения неожиданной формулировки.

Пример: Определение - словесная указка на смысл.

В ответ на слово "определение" пришёл образ указки. Осталось только придумать, на что она показывает.

3. КАРТИНКА (изобразительное определение). Здесь наше внимание направлено на то, чтобы мысленно нарисовать себе некоторую сценку, одним из персонажей которой является исходное слово. И описать её.

Пример: Определение - портрет слова, нарисованный словами.

Не знаю, увидит ли читатель, но я так и вижу иллюстрацию к этой фразе: сидит на стуле самодовольное словечко, а несколько других слов столпились вокруг мольберта с кисточками, и каждое норовит сделать свой мазок.

4. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (парадоксальное определение). Разумеется, не все парадоксы сводятся к сопоставлению противоположностей, но это наиболее простой случай. Определить слово через его антоним - не просто озорство. Чаще всего при этом возникает поразительно углублённый смысл.

Пример: Определение - попытка поймать неопределённость.

Пара "определение - неопределённость" была задана самим способом. Тот смысл, который образовался при формулировании афоризма, был неожиданностью и для меня самого.

5. СИНОНИМ (уточнённое определение). Вполне возможно определить слово через его синоним, если при этом выявить (хотя бы для себя) любопытное отличие от синонима и поиграть с ним.

Пример: Определение - это дефиниция, не боящаяся профанации.

"Дефиниция" - синоним, подчёркивающий либо научность подхода, либо ироническое отношение к возможной научности. Здесь акцент сделан на иронии, которая усилена игрой созвучными словами.

6. БЛИЗКАЯ АССОЦИАЦИЯ (естественное определение). Здесь мы уже не берём непосредственно синоним, как в предыдущем способе, но ищем слово в близлежащей смысловой области.

Пример: Определение - это расшифровка незашифрованного.

В предыдущем примере было использовано противопоставление исходному слову. Здесь сначала была найдена ближайшая ассоциация для исходного слова, и столкновение противоположностей относится уже к ней.

7. ДАЛЬНЯЯ АССОЦИАЦИЯ (перекликающееся определение). Близкая ассоциация (как в предыдущем способе) является обычно более логичной. Дальняя менее предсказуема, более образна и может оказаться очень экзотичной. В этом достоинство этого подхода.

Пример: Определение - луч фонарика, ищущего потерянное содержание.

Определяя слово, мы высвечиваем его содержание. Высвечиваем, как фонариком. Но если мы светим фонариком, чтобы что-то найти, значит мы это потеряли. Здесь примерно такая цепочка, но она может быть и гораздо длиннее.

8. ОБРАЗ (метафорическое определение). В отличие от способа 3, мы стараемся здесь не просто подыскать картинку, но создать метафору, наполняющую образ глубинным смыслом и поэзией.

Пример: Определение - это птица воображения, вырвавшаяся из клетки слова.

Для того, чтобы найти хорошую метафору, создающую выразительный образ, нужно и самому вырваться из рамок привычных стандартов восприятия. Этим данный способ труден, и этим особенно полезен в литературном творчестве.

9. СЛУЧАЙНОЕ СЛОВО (вызывающее определение). Чтобы воспользоваться этим способом, нужно наугад выбрать совершенно случайное слово (ткнуть пальцем в любой текст). После этого наша задача - определить исходное слово именно через выбранное, пояснив его соответствующим образом. Чем труднее эта задача, тем оригинальнее будет результат. Кстати, с помощью одного только этого способа можно придумать огромное количество определений (сколько слов-то в русском языке! сколько раз можно случайно ткнуть пальцем!).

Пример: Определение - свидание с замыслом о явлении.

Для приведённого примера случайно выбранным словом оказалось "свидание". Остальная работа заключалась в том, чтобы свести два совершенно разных слова в единую мысль.

10. РИФМА (стихотворное определение). Результат может быть небольшим двустишием, записанным в строку. Но даже просто использование рифмы придаёт формулировке особую оживлённость.

Пример: Определение - это основа для одного из значений слова.

Честно говоря, сначала придумалось другое: Определение - это словоизвержение после потовыделения Но и рифма здесь не ахти, и шутливо-иронические подходы мы рассмотрим по отдельности, не будем всё здесь мешать в кучу. Кстати, рифма появляется и в некоторых других примерах. Иногда к ней подталкивает само исходное слово.

11. ЗВУЧАНИЕ (определение, созвучное слову). Тут дело уже не в рифме, хотя и её можно услышать в результате, а в том, чтобы вслушаться в слово настолько, чтобы оно эхом отозвалось в найденной формулировке.

Пример: Определение - это опора на деление одного понятия на несколько.

Эффект эха здесь создаёт отражение слова "определение" в выражении "опора на деление", которое и стало первоначальной находкой. Остальная часть фразы служит для смыслового оправдания этой находки.

12. СЛОВАМИ РЕБЁНКА (детское определение). Психологи сообщают, что в каждом из нас живёт внутренний ребёнок. Вот ему-то и надо дать слово.

Пример: Определение - это когда изображают, будто знают, о чём говорят.

Не только внутренний ребёнок, но и просто люди детского возраста очень способны к жанру афоризма-определения. Очень полезно посоревноваться с ними, поучиться у них.

13. ШУТКА (клоунское определение). У клоунады много обличий. Можно выбрать такое, которое именно тебе по вкусу. И - поклоуничать!

Пример: Определение - фраза для попугая, который хочет, чтобы его хозяин выглядел мудрецом.

Этот пример поначалу выглядел проще: не было слов "который хочет". Но почему бы не выкинуть лишнее коленцо, раз уж оказался на манеже?

14. ИРОНИЯ (насмешливое определение). В отличие от шутки, у иронии обычно есть объект (точнее, субъект), на которого она направлена. Поэтому полезно представить его себе - и тогда способ сработает.

Пример: Определение - микродиссертация на соискание звания эрудита.

Речь идёт, естественно, о человеке, который скорее заучивает определения, нежели придумывает их. Развитие жанра афоризмов-определений может сильно осложнить ему задачу, но пусть нас это не беспокоит.

15. САТИРА (язвительное определение). Как же так? Только что мы говорили о том, как найти глубинный и поэтический образ, как построить парадокс или призвать на помощь близкие и дальние ассоциации, а теперь будем язвительно развенчивать то понятие, которое определяем? Конечно. У любого явления есть и такие стороны, которые вполне заслуживают сатирического подхода.

Пример: Определение - муляж содержания.

Должно быть, как раз такого рода определения заучивает соискатель звания эрудита, о котором шла речь в предыдущем примере.

16. УЧИТЕЛЬ (педагогическое определение). Почему же мы только на пятнадцатом способе вспомнили про прямое назначение определения? Ведь обучающий характер должен быть естественным для него. Но всё-таки мы ведём здесь о литературно-художественном жанре.

Пример: Определение - это попытка научить одним предложением.

Если бы мы говорили об ироническом подходе, я бы вместе слова "попытка" предпочёл бы написать "неудачная попытка". Но здесь у нас подход педагогический.

17. ЗАГАДКА (определение для викторины). Сформулировать смысловое содержание слова как загадку, разгадкой которой будет само это слово, - это может привести к очень эффектному результату.

Пример: Определение - это группа слов, равная одному слову, но не исчерпывающая его полностью.

Не только для викторин годятся такие загадки (хотя их охотно используют в телешоу типа "Своя игра"), но ещё и для кроссвордов.

18. МНИМАЯ ЭТИМОЛОГИЯ (расшифровывающее определение). Этимология, то есть происхождение слова, - это целая наука, и мы далеко не всегда в курсе её достижений применительно к нашему исходному слову. Зато мы можем пофантазировать и придумать свою этимологию.

Пример: Определение - это определённая лень к самостоятельному пониманию.

Этот способ близок к способу 11, опирающемуся на звучание слова, и тоже требует вслушивания, но здесь предпочтение отдаётся смысловой расшифровке.

19. РЕАЛЬНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ (осмысление происхождения). Можно опереться и на реальную этимологию слова, если мы знаем её или можем о ней догадываться.

Пример: Определение - это поиск предельного смысла.

Дело не в том, чтобы зафиксировать этимологический факт, а в том, чтобы использовать его (слово "определение" происходит от слова "предел") и развернуть в сторону необычного понимания.

20. РАСШИФРОВКА СОКРАЩЕНИЯ (определение-аббревиатура). Это способ, дающий своеобразный результат, происходит от древней литературной игры по названию "нотарикон". Исходное слово мы считаем сокращением некоторой фразы и "восстанавливаем" её по начальным буквам слов.

Пример: Определение - это Отдельное Предложение, Раскрывающее Едва Достижимое Естественное Литературное Ежедневное Напоминание Иного Единомыслия.

Само исходное слово оказалось у нас довольно длинным, чем объясняется длина и замысловатость фразы. Слова покороче могут привести к более выразительным или к более потешным расшифровкам.

21. ВЫРАЖЕНИЕ НА ЖАРГОНЕ (специфическое определение). Жаргоны бывают разные, и любой из них, если мы обладаем какой-то осведомлённостью в нём, может стать основой для своеобразной формулировки.

Пример: Определение - ксива для фени без базара.

Сама "феня" и стала здесь основой для игры в жаргон. Не думаю, что моё лексическое достижение приведёт в восторг какого-нибудь "домушника" или "авторитета", но я и не ставил перед собой такую задачу.

22. ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ (философичное определение). Тот, кто просто любит думать, может позволить себе предаться этому занятию безотносительно к дополнительным ухищрениям. Просто как следует подумать о смысле слова, с которым имеешь дело.

Пример: Определение - добыча понимания из понятия.

Недостаток этого способа в том, что он приводит к рискованному результату. Обдумывая слово, мы как бы "распаковываем" его содержание, разбираемся с ним, а потом "упаковываем" его в лаконичную фразу. Восстановит ли читатель нашу мысль по краткой формулировке, зависит после этого уже от читателя, а не от нас.

23. СВОЙ СМЫСЛ (персональное определение). Если при остальных подходах мы стараемся угадать, найти, расшифровать смысл слова, то здесь я могу дать себе волю и вложить в него то, что по-моему должно содержаться в его значении.

Пример: Определение - это жанр совместного самовыражения слова и автора.

Мне интереснее всего (по крайней мере здесь) определение как жанр. В эту сторону я и постарался склонить свой персональный смысл.

24. ЧАСТНОЕ ВМЕСТО ОБЩЕГО (деталь, выражающая целое). Мы никогда не можем охватить все оттенки значений слова. Зато можем сфокусировать внимание на такой небольшой подробности, что она породит ещё один дополнительный оттенок.

Пример: Определение - это буква духа.

Разумеется, определение - это не буква и даже не слово, а группа слов, фраза. Но если силой свести определение к букве, то вдруг вырвется на свет её, буквы, дополнительный смысл - противопоставление её духу - и создаёт парадокс, над которым интересно подумать.

25. ГИПЕРБОЛА (преувеличение или преуменьшение, даже до гротеска). Это тоже своего рода образ, но более безудержный. Не просто тяготеющий к преувеличению или преуменьшению, но опирающийся на такое искажение масштаба.

Пример: Определение - это словесный гвоздь для закрепления понятия в чужой голове.

Здесь есть элемент преувеличения: закрепление понятия приобретает материально ощутимую окраску. Хотя было бы правильнее, наверное, назвать данный конкретный подход заострением.

26. ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА (превращение слова во что-нибудь неожиданное). Самый эффектный фокус - под конец. Вспомним, что мы владеем волшебной палочкой фантазии. Значит в нашей власти любое превращение, перед которым читателю останется только почесать в затылке и прошептать: "Вот это да!.."

Пример: Определение - это забавный кролик, которого любой сочинитель может вытащить из своей шляпы.

Заметим, что "кролик" - это не случайное слово, как в способе 9. Оно-то и является здесь предметом превращения. И раз волшебная палочка пока у меня в руках, я имею право вспомнить про чудо сочинительства. Но теперь передаю эту палочку (волшебную? эстафетную?) каждому, кто пожелает.

*

Дополнительно можно использовать поиск неожиданных ассоциаций в интернете (набрав исходное слово в поисковике). В том же интернете, или в словарях, или в энциклопедии можно почерпнуть расширенные знания о том, что вы собрались определять. Знания помогают мыслить шире и точнее. Впрочем, это относится не только к жанру определений, но и ко всей литературной работе.

 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК