Тем,
кто помладше (из книги "Пиши по-своему")
Игры
в жанры
О каждом деле
полезно узнать, как его можно делать. О сочинительстве тоже. Разные
виды сочинительства называют так: ЖАНРЫ. Немного похоже на слово
ИГРЫ. Интересно - почему?
Может быть,
потому, что у каждого жанра есть свои особенности. Это как правила
игры, которые узнаёшь заранее. Правда, когда пишешь по-своему, любые
правила можно нарушать. Лишь бы стало лучше, а не хуже.
Но прежде,
чем нарушать, надо немного узнать о жанрах. Особенно о тех, которые
лучше всего подходят для начинающего писателя.
Тем, кто постарше (из книги "Написать свою книгу")
Жанры:
зачем они нужны
В отличие от
биологии и зоологии, где классы, роды, виды и пр. выстроены в достаточно
стройную иерархическую систему, в литературе слово "жанр"
является удивительно универсальным. Его применяют к устоявшимся
разновидностям литературных произведений и на уровне максимального
обобщения (когда всю литературу делят на три жанра), и для самой
детальной конкретизации (вроде "хвостатого сонета").
Так что литературный
жанр - это и род, и вид, и всё что вам будет угодно. Гоголь озадачил
читателей и литературоведов, приписав "Мёртвым душам"
жанровое определение "поэма", а Чехов назвал свою драму
"Чайка" комедией.
Вместе с тем
представление о жанре зависит не только от педантичности литературоведов
и прихоти авторов. Каждый жанр отличается от других структурным
и содержательным своеобразием, а также цепочкой своих культурно-исторических
традиций. Хотим мы того или не хотим, знаем об этом или не знаем,
но, входя в тот или иной жанр, мы вступаем во взаимодействие с неким
силовым полем традиций, которое образовано вокруг него. Мы можем
их принимать, игнорировать или преодолевать, но любые наши писательские
достижения тоже неминуемо станут частью этого поля.
Поэтому жанр
для писателя - это одновременно и опора на традицию (даже при её
преодолении), и развитие этой традиции, участие в формировании её
новых свойств.
Ориентироваться
в жанрах на пользу писателю. Хотя бы для того, чтобы понимать, что
делаешь ты сам и какие у тебя возможности делать это лучше. Не обязательно
стремиться к исчерпывающей эрудиции в этой области. Но узнавать
о каких-то существенных особенностях тех жанров, которые тебе наиболее
близки, стараться понять их характер и перспективы - так же естественно,
как мастеру держать в порядке свои инструменты.
Даже самое
общее деление литературы на три основных потока - эпос, лирику,
драму, - предложенное греческим философом Аристотелем ещё в IV веке
до нашей эры, позволяет понять некоторые важные свойства литературы.
Спустя две с лишним тысячи лет немецкий философ Гегель увидел в
эпосе объективное начало творчества, в лирике субъективное, а в
драме их сочетание.
*
Когда учишься
писать, важно попробовать себя в разных жанрах. Особенно в наиболее
живых и полезных, которые могут научить нас свободе литературного
творчества. В конце концов, это должно помочь прийти к тому, чтобы
просто писать так, как подсказывает нам сердце.
|