Виктор Кротов
Литературные студии "Изюминка" Добро пожаловать!
 
Жанры
 
 
на главную

Тем, кто помладше (из книги "Пиши по-своему")

Игры в жанры

О каждом деле полезно узнать, как его можно делать. О сочинительстве тоже. Разные виды сочинительства называют так: ЖАНРЫ. Немного похоже на слово ИГРЫ. Интересно - почему?

Может быть, потому, что у каждого жанра есть свои особенности. Это как правила игры, которые узнаёшь заранее. Правда, когда пишешь по-своему, любые правила можно нарушать. Лишь бы стало лучше, а не хуже.

Но прежде, чем нарушать, надо немного узнать о жанрах. Особенно о тех, которые лучше всего подходят для начинающего писателя.


Тем, кто постарше (из книги "Написать свою книгу")

Жанры: зачем они нужны

В отличие от биологии и зоологии, где классы, роды, виды и пр. выстроены в достаточно стройную иерархическую систему, в литературе слово "жанр" является удивительно универсальным. Его применяют к устоявшимся разновидностям литературных произведений и на уровне максимального обобщения (когда всю литературу делят на три жанра), и для самой детальной конкретизации (вроде "хвостатого сонета").

Так что литературный жанр - это и род, и вид, и всё что вам будет угодно. Гоголь озадачил читателей и литературоведов, приписав "Мёртвым душам" жанровое определение "поэма", а Чехов назвал свою драму "Чайка" комедией.

Вместе с тем представление о жанре зависит не только от педантичности литературоведов и прихоти авторов. Каждый жанр отличается от других структурным и содержательным своеобразием, а также цепочкой своих культурно-исторических традиций. Хотим мы того или не хотим, знаем об этом или не знаем, но, входя в тот или иной жанр, мы вступаем во взаимодействие с неким силовым полем традиций, которое образовано вокруг него. Мы можем их принимать, игнорировать или преодолевать, но любые наши писательские достижения тоже неминуемо станут частью этого поля.

Поэтому жанр для писателя - это одновременно и опора на традицию (даже при её преодолении), и развитие этой традиции, участие в формировании её новых свойств.

Ориентироваться в жанрах на пользу писателю. Хотя бы для того, чтобы понимать, что делаешь ты сам и какие у тебя возможности делать это лучше. Не обязательно стремиться к исчерпывающей эрудиции в этой области. Но узнавать о каких-то существенных особенностях тех жанров, которые тебе наиболее близки, стараться понять их характер и перспективы - так же естественно, как мастеру держать в порядке свои инструменты.

Даже самое общее деление литературы на три основных потока - эпос, лирику, драму, - предложенное греческим философом Аристотелем ещё в IV веке до нашей эры, позволяет понять некоторые важные свойства литературы. Спустя две с лишним тысячи лет немецкий философ Гегель увидел в эпосе объективное начало творчества, в лирике субъективное, а в драме их сочетание.

*

Когда учишься писать, важно попробовать себя в разных жанрах. Особенно в наиболее живых и полезных, которые могут научить нас свободе литературного творчества. В конце концов, это должно помочь прийти к тому, чтобы просто писать так, как подсказывает нам сердце.

 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК