Виктор Кротов
Литературные студии Студия "Родник"
 
Отзывы
 
 
на главную
 

 
 

О литературной студии

- Может быть, Таня, вы оказались здесь не случайно, - сказал мне Виктор Гаврилович (руководитель студии), когда я первый раз пришла на литературную студию.

Я сидела за столом (слава Богу, не похожим на парту). Передо мной лежала тетрадка с ярко-оранжевой обложкой. В левой руке я держала шариковую ручку. Говорят, что среди гениальных людей больше левшей, чем правшей. Но я не левша. В девятнадцать лет приходится учиться писать левой рукой. Правая - рабочая - загипсована. У неё пока отпуск.

- Вы что-нибудь пишете: прозу, стихи? - доброжелательно спрашивает Виктор Гаврилович.

- Нет, не пишу, - отвечаю я после некоторого раздумья.

Ведь то, что я месяц назад начала писать дневник, не считается за "что-нибудь". Виктор Гаврилович имеет в виду, пишу ли я стихи, рассказы, поэмы, романы… Нет, я не пишу.

Можно было бы испугаться, что он не поймёт, зачем тогда я пришла на литературную студию. Но из достоверного источника (от сына ВГ) я заранее узнала обязанности тех, кто приходит на студию. Оказалось - никаких. Приходящий впервые не обязан много писать, публиковаться или ещё что-нибудь. Не обязан участвовать в игре (которая бывает всегда на детской студии), не обязан что-нибудь говорить или писать во время занятия. Он даже не обязан сидеть за столом, может свободно спрятаться под стол, что некоторые и делают.

"Хорошо, что не похоже на школу и ненавистный институт, где первое, о чём говорили, так это об обязанностях", - подумала я.

Первый раз я пришла на детскую студию, и осталась на взрослую, которая была сразу после детской. Хотела выбрать, на какой мне будет интереснее. Выбрать оказалось невозможно. С тех пор я приходила к началу детской и уходила с окончанием взрослой.

На детской студии мы обязательно играли. Но даже после того, как игра заканчивалась, оставалось впечатление, что всё остальное происходящее - это тоже игра. Главное и самое приятное - это то, что никто никого ни к чему не принуждает, ничего не требует. Разве что Виктор Гаврилович попросит не кричать слишком громко, чтобы его было слышно всем остальным.

А говорит он замечательно. Потому что говорит об интересном интересно. И на детской и на взрослой студии отвечает на любой вопрос, далеко не всегда касающийся литературы. Но и о литературе говорит немало. Столько книг упоминает, столько историй из книг, столько необыкновенных интересных эпизодов. Остаётся только нервно схватиться за голову: "Сколько всего ещё нужно перечитать!"

Говорим ли мы о литературном творчестве? Конечно, говорим. Это на студии главное.

Во-первых, Виктор Гаврилович говорит о литературном творчестве каждого конкретного человека, если, конечно, этот каждый захочет и принесёт Виктору Гавриловичу что-нибудь на редактирование. При этом можно попросить не говорить замечания вслух, а написать их на листочке.

Ну, а если Виктор Гаврилович говорит вслух, тот, о чьём творчестве говорят, может выбрать желательную степень критичности Виктора Гавриловича. Он сам об этом спросит. И заметит, насколько новичок привык или не привык воспринимать критику.

Я, например, несмотря на то, что смело говорила, что критики не боюсь, боялась. И ещё как. Потому что не знала, могу ли написать лучше, чем у меня получилась в этот (первый, второй) раз. А потом заметила, что замечания Виктора Гавриловича как раз и говорят о том, каким образом можно улучшить написанное. Это и есть главная цель критики ВГ. Когда я об этом догадалась, стала прямо, когда он говорит, записывать себе подсказки (шпаргалки) и пользоваться ими дома при своей литературной работе.

На занятии ВГ говорит и о том, что нужно знать, чтобы написать эссе, или сказку, или лимерик, или афоризм-определение, и об опорных свойствах прозы, и как сделать фразу красивой и вкусной, и много всего интересного.

В конце ВГ даёт "незадание", предлагает написать что-нибудь в каком-нибудь определённом жанре или по определённой теме. Незадание можно делать, а можно и не делать - писать по собственной выдуманной теме и в собственном жанре. А можно вообще не писать, но писать ведь интереснее!

Я пришла на литстудию, когда у меня была только одна тетрадка дневника. Постепенно стали появляться рассказики, эссе, сказки. А потом появилась книга, которая даже успела издаться и попасть, таким образом, ко многим читателям. Могла ли я о таком подумать, когда приходила сюда? Не могла, и не надеялась. Но ведь пришла же… пришла…

Татьяна Мазепина, 27 августа 2007 г.

Примечание: Первая книга Мазепиной называется "Что рисуешь? Монголию". В 2009 году у неё вышла вторая книга: "Путешествие в сторону рая". С 2008 года она ведёт детскую литературную студию "Серебряное пёрышко".

   
 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК