|
О
литературной студии
- Может
быть, Таня, вы оказались здесь не случайно, - сказал мне Виктор
Гаврилович (руководитель студии), когда я первый раз пришла
на литературную студию.
Я сидела
за столом (слава Богу, не похожим на парту). Передо мной лежала
тетрадка с ярко-оранжевой обложкой. В левой руке я держала
шариковую ручку. Говорят, что среди гениальных людей больше
левшей, чем правшей. Но я не левша. В девятнадцать лет приходится
учиться писать левой рукой. Правая - рабочая - загипсована.
У неё пока отпуск.
- Вы
что-нибудь пишете: прозу, стихи? - доброжелательно спрашивает
Виктор Гаврилович.
- Нет,
не пишу, - отвечаю я после некоторого раздумья.
Ведь
то, что я месяц назад начала писать дневник, не считается
за "что-нибудь". Виктор Гаврилович имеет в виду,
пишу ли я стихи, рассказы, поэмы, романы… Нет, я не пишу.
Можно
было бы испугаться, что он не поймёт, зачем тогда я пришла
на литературную студию. Но из достоверного источника (от сына
ВГ) я заранее узнала обязанности тех, кто приходит на студию.
Оказалось - никаких. Приходящий впервые не обязан много писать,
публиковаться или ещё что-нибудь. Не обязан участвовать в
игре (которая бывает всегда на детской студии), не обязан
что-нибудь говорить или писать во время занятия. Он даже не
обязан сидеть за столом, может свободно спрятаться под стол,
что некоторые и делают.
"Хорошо,
что не похоже на школу и ненавистный институт, где первое,
о чём говорили, так это об обязанностях", - подумала
я.
Первый
раз я пришла на детскую студию, и осталась на взрослую, которая
была сразу после детской. Хотела выбрать, на какой мне будет
интереснее. Выбрать оказалось невозможно. С тех пор я приходила
к началу детской и уходила с окончанием взрослой.
На детской
студии мы обязательно играли. Но даже после того, как игра
заканчивалась, оставалось впечатление, что всё остальное происходящее
- это тоже игра. Главное и самое приятное - это то, что никто
никого ни к чему не принуждает, ничего не требует. Разве что
Виктор Гаврилович попросит не кричать слишком громко, чтобы
его было слышно всем остальным.
А говорит
он замечательно. Потому что говорит об интересном интересно.
И на детской и на взрослой студии отвечает на любой вопрос,
далеко не всегда касающийся литературы. Но и о литературе
говорит немало. Столько книг упоминает, столько историй из
книг, столько необыкновенных интересных эпизодов. Остаётся
только нервно схватиться за голову: "Сколько всего ещё
нужно перечитать!"
Говорим
ли мы о литературном творчестве? Конечно, говорим. Это на
студии главное.
Во-первых,
Виктор Гаврилович говорит о литературном творчестве каждого
конкретного человека, если, конечно, этот каждый захочет и
принесёт Виктору Гавриловичу что-нибудь на редактирование.
При этом можно попросить не говорить замечания вслух, а написать
их на листочке.
Ну, а
если Виктор Гаврилович говорит вслух, тот, о чьём творчестве
говорят, может выбрать желательную степень критичности Виктора
Гавриловича. Он сам об этом спросит. И заметит, насколько
новичок привык или не привык воспринимать критику.
Я, например,
несмотря на то, что смело говорила, что критики не боюсь,
боялась. И ещё как. Потому что не знала, могу ли написать
лучше, чем у меня получилась в этот (первый, второй) раз.
А потом заметила, что замечания Виктора Гавриловича как раз
и говорят о том, каким образом можно улучшить написанное.
Это и есть главная цель критики ВГ. Когда я об этом догадалась,
стала прямо, когда он говорит, записывать себе подсказки (шпаргалки)
и пользоваться ими дома при своей литературной работе.
На занятии
ВГ говорит и о том, что нужно знать, чтобы написать эссе,
или сказку, или лимерик, или афоризм-определение, и об опорных
свойствах прозы, и как сделать фразу красивой и вкусной, и
много всего интересного.
В конце
ВГ даёт "незадание", предлагает написать что-нибудь
в каком-нибудь определённом жанре или по определённой теме.
Незадание можно делать, а можно и не делать - писать по собственной
выдуманной теме и в собственном жанре. А можно вообще не писать,
но писать ведь интереснее!
Я пришла
на литстудию, когда у меня была только одна тетрадка дневника.
Постепенно стали появляться рассказики, эссе, сказки. А потом
появилась книга, которая даже успела издаться и попасть, таким
образом, ко многим читателям. Могла ли я о таком подумать,
когда приходила сюда? Не могла, и не надеялась. Но ведь пришла
же… пришла…
Татьяна
Мазепина, 27 августа 2007 г.
Примечание:
Первая книга Мазепиной называется "Что рисуешь? Монголию".
В 2009 году у неё вышла вторая книга: "Путешествие в
сторону рая". С 2008 года она ведёт детскую литературную
студию "Серебряное пёрышко".
|