Виктор Кротов
Литературные студии Студия "Родник"
 
История
 
 
на главную
 

Краткая история литературной студии "Родник"

 
 

Первое занятие литературной студии "Родник" состоялось 28 января 1999 года в клубе "Ладога", который находится в Москве, в Левобережном районе Северного округа, по адресу: Валдайский проезд, дом 8. Впрочем, тогда, в самом начале, это была ещё просто "литературная студия", без собственного названия.

Директору клуба "Ладога", Роману Леонидовичу Вайсману, потребовалась определённая решимость, чтобы дать добро на её создание, поскольку студия была задумана бесплатной, а времена были не очень к этому располагающие. Бесплатной она всегда и осталась.

Начиная с этой даты, каждую неделю (за исключением летних каникул и праздничных дней) студия проводила свои занятия. Сначала занималось младшее отделение, потом старшее. Занятие каждой группы длилось полтора часа, без перерыва. В младшее отделение ходили те, кому меньше пятнадцати лет (или кто ещё не пошёл в девятый класс). В старшее - все остальные, до любого возраста. Самому младшему из участников студии было шесть лет, самому старшему - восемьдесят три года.

Правда, на втором году существования студии некоторые из младших стали ходить в старшее отделение. Одним удобно было ходить позднее, другие нуждались в более спокойной обстановке. Так что старшее отделение в некоторые периоды бывало смешанным. Взрослые (гости или родители) тоже иногда участвовали в занятиях младшего отделения.

Студия "Родник" отличалась от литературных кружков, объединений, клубов, салонов, гостиных и пр. В ней занимались освоением возможностей литературного творчества (захватывая частично и журналистику). В этой литературной мастерской учились все, включая руководителя. Главная задача студии состояла в помощи каждому человеку в раскрытии своих способностей, в овладении письменным словом: мощным средством внутреннего развития.

Занятия делились на семестры, как в институтах. Осенний семестр - с сентября по декабрь, весенний - с января по июнь.


1. Весенний семестр 1999 года
Освоение рабочих инструментов

В этом семестре на занятиях часто шла речь о том, какие рабочие средства (инструменты, или, скажем, волшебные палочки) нужны пишущему человеку.

Одновременно шёл подбор инструментов для проведения самих занятий студии и опробование каждого из приёмов работы в реальных условиях. Оправдал себя режим работы студии. Очень интересным оказалось проведение занятий младшей и взрослой групп по схожему плану (с небольшими расхождениями). Стали выявляться наиболее полезные жанры. Определился стиль общения руководителя с участниками студии. Выявилась необходимость выпускать библиотечку студии.

28.1.99 - На первом занятии студии были: в младшей группе - Маша Андреева, Надя Иванова, Ксюша Кротова, Катя Маркович, Рома Субботин, из взрослых - Антон Васильев, Виктория Гришель, Вячеслав Владимирович Петров, Светлана Пупынина.

18.2.99 - После проведения конкурса названий, было принято название студии "РОДНИК", предложенное писателем и поэтом Марией Романушко. Оно было выбрано из-за многогранности смысла (в нём слышится "родина", ощущается начало движения, к тому же родник, источник издавна был символом словесного творчества). Важной оказалась и близость к традиционной в наших местах водной теме: Речной вокзал, Левобережный район, клуб "Ладога"...

25.2.99 - Принято название для сборника текущих произведений участников студии: "ЛИТЕРАТУРНИК", придуманное кем-то из младших участников.

3.3.99 - В фойе клуба "Ладога" выложен "Литературник" в двух частях (младшие и взрослые). Каждая часть представляла собой папку с прозрачными страничками, куда вставлялись компьютерные распечатки произведений участников студии. Распечатки обновлялись по мере появления новых материалов, доведённых до чистового вида.

Читали "Литературник" многие. Раза три появлялись приписки к нему, но ничего стоящего в них не содержалось. Через пару месяцев обе части "Литературника" пропали. Может быть, кому-то понадобились папки, в которых были размещены листы сборника. А может быть, кто-то до сих пор с восхищением читает у себя дома произведения наших авторов, не в силах с ними расстаться.

6.4.99 - Вышла газета "Речной вокзал" (№ 28, март 1999) с молодёжным приложением. Половина приложения была посвящена студии "Родник". Большая часть материалов другой половины также принадлежала авторам-студийцам. Опубликованы произведения 20 участников студии. Для многих это была первая их публикация.

27.5.99 - Вышел первый выпуск "Библиотечки студии РОДНИК" (БСР): "Кабы дали бы волю волнам". В него вошли стихи и проза 11 авторов от 8 до 14 лет, а также небольшие фотографии каждого автора. Тираж 100 экземпляров.

Выпуски библиотечки сделаны максимально компактными, чтобы они были как можно дешевле. Мелкий шрифт и плотная вёрстка позволяют вмещать как можно больше текста в небольшой объём. Размещение фотографий оказалось делом довольно трудоёмким, и в дальнейших выпусках от этого пришлось отказаться.

Основные темы первого семестра: что можно делать с помощью слов; сказка; как работать со словарями; трёхстишие; охота за темами; верлибр; метафоры и сравнения; эссе; читательские открытия; рифма; раёшник; двустишие; доведение написанного до конечного вида; интервью; афоризм-определение; маленький рассказ.

Кого мы читали на занятиях: Эдуард Багрицкий, Константин Бальмонт, Татьяна Бек, Александр Блок, Евгений Винокуров, Константы Ильдефонс Галчинский, Олег Григорьев, Александр Грин (пересказы сюжетов), Николай Гумилёв, Сергей Есенин, Дмитрий Кедров, Редьярд Киплинг, Семён Кирсанов, Генри Лонгфелло, Леонид Мартынов, Алан Милн, Сергей Наровчатов, Ксения Некрасова, Андрей Платонов (рассказ "Цветок"), Михаил Пришвин (из "Весны света"), Райнер Мария Рильке, Давид Самойлов, Ирина Токмакова, Юлиан Тувим, Фёдор Тютчев, Хуан Рамон Хименес, Марина Цветаева


2. Осенний семестр 1999 года
Внутреннее устройство произведения

Второй семестр был в большей степени, чем первый, сосредоточен на том, как строить произведение, стихотворное или прозаическое. Мы начали присматриваться к этому, начиная с уровня фразы, слова и даже звука. С другой стороны, важно было разобраться в том, как работать с произведением в целом - например, понять, чем полезен план.

Что касается студийной работы, большое внимание уделялось индивидуальной работе в коллективе. Тому, как руководителю вести персональный диалог с каждым участником студии, несмотря на коллективную форму занятий. Это тоже своего рода проблема "внутреннего устройства".

9.9.99 - Газетой "Книжное обозрение" объявлен литературный конкурс в рубрике "Детский клуб". Всем младшим предложено участвовать. Всего двое, Ксюша Кротова и Алёна Шаламова, послали свои материалы в "Книжное обозрение". Их работы были позже опубликованы и премированы.

22.9.99 - Вышел второй выпуск БСР: "Словарь афоризмов". В него вошли афоризмы-определения 29 участников студии в возрасте от 9 до 60 лет. В отличие от первого выпуска здесь было предисловие и дополнительная страничка, рассказывающая о жанре и о том, как попробовать в нём свои силы.

Смешанный детско-взрослый сборник оказался по-своему любопытен. Не так просто было бы отличить детей от взрослых, если бы в первом случае не стояли бы уменьшительные имена, а во втором - полные. Но всё-таки в дальнейшем решено было делать отдельные выпуски для младших и взрослых, чтобы разные способы восприятия жизни не мешали друг другу.

18.10.99 - Первое коллективное интервью на младшей группе студии с Романом Леонидовичем Вайсманом, директором "Ладоги", музыкантом, советником управы. К интервью мы долго готовились, а герой его прекрасно отвечал на вопросы, так что оно получилось увлекательным и полезным. Публикация появилась только в начале января, но задержка была чисто технической (график выхода газеты). Материалы по интервью были подготовлены быстро и с аппетитом.

21.12.99 - Вышел третий выпуск БСР: "Страна моей мечты". Это сборник эссе, в котором 12 авторов от 7 до 13 лет. Последняя страничка рассказывает о главных свойствах эссе.

4.1.00 - Публикация в газете "Речной вокзал" (№ 37, декабрь 1999, стр. 3) материалов 4 авторов (Ксюша Кротова, Катя Маркович, Миша Фомин, Алёна Шаламова) по интервью с Романом Леонидовичем Вайсманом.

Новые темы: мир фразы; звукопись; лимерик; отличие стихов от прозы; эпиграф; композиция и план; завязка и зацепка; от восторгов к изображению; очерк и репортаж; ямб; сонет; сходство и различие сказки и рассказа; свойства рассказа; волшебный палочки писателя.

Кого мы читали на занятиях: Андрей Белый (из "Петербурга"); Иван Бунин; Николай Гумилёв, Эдвард Лир; Юрий Олеша (из "Ни дня без строчки"); Владислав Ходасевич; Марина Цветаева (из прозы).


3. Весенний семестр 2000 года
Творчество и жизнь

В занятиях этого семестра часто возникали темы, связывающие литературное творчество с жизнью самого сочинителя. Разные жанры побуждали рассматривать эту связь с разных сторон.

Что касается жизни самой студии, то она, естественно, тоже была тесно связана с творчеством её участников. Мы впервые участвовали в большом литературном конкурсе. Для многих это было испытание успехом, для студии в целом это тоже был полезный урок.

31.1.00 - Первая годовщина студии. Большая поздравительная открытка от младшей группы.

2.3.00 - Сданы материалы на общемосковский литературный конкурс "Волшебное слово". Он проводился во второй раз (в первый нашей студии ещё не было). От "Родника" в конкурсе принял участие 21 человек. Были представлены стихи, рассказы, сказки, пьесы, журналистские работы, а также библиотечка студии: БСР (первые три выпуска).

28.2.00 - Занятие студии (на младшей группе) снимало кабельное телевидение.

8.3.00 - Передача кабельного телевидения, посвящённая студии. В прямом эфире читали свои произведения Ксюша Кротова и Ксюша Чуракова. Был показан репортаж с занятия студии.

26.3.00 - Вышел четвёртый выпуск БСР: "Волшебный камешек". Это сборник сказок. В него вошли произведения 17 авторов от 6 до 13 лет.

16.4.00 - На концерте, посвящённом тридцатилетию клуба "Ладога", который прошёл в управе Левобережного района, выступили шесть участников студии со своими стихами: Надя Иванова, Лена Игумнова, Настя Коршунова, Ксюша Кротова, Святослав Крайнев, Надя Скибина.

26.4.00 - Вручение наград конкурса "Волшебное слово" по номинации "Поэзия". В жюри были поэты Инна Гамазкова и Герман Лукомников, переводчик Александр Давыдов.

Особенно интересными были дипломы, заполненные Германом Лукомниковым: в каждом из них была ссылка на какие-то особенности стихов дипломанта. Миша Фомин и Ксюша Кротова заняли вторые места в своих возрастных группах, Ксюша Чуракова - третье. Дипломы получили Надя Иванова, Катя Маркович, Настя Корчагина, Лена Игумнова, Даша Малахова, Маша Макеева и Маша Шихирева.

18.5.00 - Вручение наград конкурса "Волшебное слово" по остальным номинациям. По номинации "Рассказы" второе место заняла Алёна Шаламова, третье - Маша Андреева. По номинации сказки второе место присудили Ксюше Сысун, третьи места - Ксюше Чураковой и Алёне Шаламовой, дипломы получили Надя Иванова и Настя Корчагина. По номинации "Журналистика" второе место заняла Ксюша Кротова. За пьесы получили дипломы Маша Макеева и Алёна Шаламова.

Среди членов жюри была Ксения Драгунская, которая была так удивлена обилием Ксюш среди награждённых, что назвала нашу студию "настоящим ксюшатником" и подписывалась (специально для Ксюш) "Ксюша Драгунская".

Второе место среди изданий, осуществляемых литературными студиями Москвы, завоевала библиотечка студии "Родник".

Все награждённые получили большие красивые грамоты, подписанные, в частности, И.Г.Пушкиной, праправнучкой великого поэта, и министром московского правительства А.И.Музыкантским. К грамотам прилагались плюшевые игрушки и хорошие книги.

Вскоре в газете "Речной вокзал" (№ 1, май-июнь 2000, стр. 3) появилась заметка под названием "Столица салютует студии Родник", где говорилось об итогах конкурса. Заодно были опубликованы произведения 5 авторов: Нади Ивановой, Лены Игумновой, Святослава Крянева, Маши Макеевой, Вики Трошиной.

29.5.00 - В гостях на студии были поэт Герман Лукомников (он читал свои стихи) и корреспондент радио "Россия" Жанна Перелягева (она записывала занятие и брала интервью для радиопередачи у членов младшей группы). Передача состоялась примерно через месяц.

5.6.00 - Вышел пятый выпуск БСР: "Гости в голове", словарь афоризмов-определений, 25 авторов от 9 до 13 лет. Младшая группа оказалась более активной в работе с афоризмами-определениями, и это нашло своё проявление в выходе БСР-5.

13.6.00 - Вышли седьмой и девятый выпуски БСР. Небольшой сдвиг номеров связан с тем, что одновременно шла подготовка к изданию двенадцати выпусков библиотечки и вперёд выходили те, кто активнее работал.

БСР-7: Маша Макеева (11 лет) "Птичьи игры". Стихи, алфавитные истории, сказки, определения. До этого она выпустила свою домашнюю книгу "Волшебный тюльпан" ("сборник стихов, проз, сказок"), со своими иллюстрациями. На обложке "Птичьих игр" тоже оказалась её птичка.

БСР-9; Ксюша Кротова (10 лет) "В зелёной гуще берёзы". Стихи, загадки, алфавитные истории, сказки, рассказы, эссе, определения. У Ксюши это была уже четвёртая книга. В первых трёх были её картинки. Для этой она подготовила обложку на компьютере.

15.6.00 - Вышел шестой выпуск БСР: книга Нины Мочаловой "Чудной мальчишка", рассказы и сказки. Это была первая книга взрослого участника студии, хотя и не первая для Нины Валентиновны. Впрочем, и для неё в каком-то смысле первая: до этого она публиковала только стихи. Тираж в 50 экземпляров оказался недостаточным и вскоре был повторен (с исправлением опечаток и неточностей).

Одновременно с БСР-6 вышли ещё три выпуска.

БСР-8: Ксюша Чуракова (10 лет) "Удивительная встреча". Рассказы, сказки, стихи, алфавитные истории, эссе, определения. Первая книга автора.

БСР-10: Настя Корчагина (13 лет) "Город Иницат". Стихи, сказки, определения. Первая книга. На обложке - портрет одного из Настиных персонажей6 нарисованный её подругой.

БСР-11: Алёна Шаламова (10 лет) "Мысль с парусом". Рассказы, сказки, стихи, эссе, определения. Незадолго до этого у Алёны появились две домашние книги: "Чудеса времён года" (эссе и стихи) и "Восточный ветер" (трёхстишия), красиво оформленные её рисунками.

19.6.00 - На студии снова был в гостях Герман Лукомников. Вышли ещё пять выпусков БСР.

БСР-12: Надя Скибина (13 лет) "Открытие второго Я". Стихи, эссе, определения. Первая книга автора.

БСР-13: Ксюша Сысун (11 лет) "Замочек и ключик". Сказки, рассказ и эссе, стихи, определения. Первая книга.

БСР-14: Катя Маркович (12 лет) "В моём лесу". Рассказы, алфавитный истории, стихи, эссе, сказки, алфавитные истории, определения. Первая книга.

БСР-15: Надя Иванова (12 лет) "Начало в тебе". Стихи, эссе, сказки, определения. Первая книга.

БСР-16: Лена Игумнова (12 лет) "Что же там за горизонтом?". Стихи, эссе, рассказы, сказки, определения. Первая книга.

25.6.00 - Передача по радио "Россия" про нашу литературную студию. Прозвучали и некоторые их произведения. А Герман Лукомников, узнав, что в передачу не включили стихи Маши Макеевой и Миши Фомина, срочно приехал на студию и успел сам прочитать их стихи.

В августе вышел еженедельник "Я хочу всё узнать". Под заглавием "Наш толковый словарь" опубликованы афоризмы-определения 14 авторов. Кстати, в этом же номере было опубликовано занятие литературной студии, посвящённое трёхстишию.

Новые темы: работа и свобода; афоризм в широком смысле слова; человек и его произведение; пять писательских привычек (УПООР); от повода к теме; гипербола, литота, гротеск; неожиданность; образ; фразовик, ударник и другие виды верлибра; конкурсы и смысл сочинительства; эпитет; кладоискательство тем; уважение к тайне; записные книжки, блокноты, дневники.

Кого мы читали на занятиях: Александр Блок; Бунин (рассказ "Часовня"), Константы Ильдефонс Галчинский; Юля Лазарева (из журнала "Литературный перекрёсток"); Герман Лукомников (выступал сам); Михаил Пришвин (из "Фацелии"); Райнер Мария Рильке; Саша Селезнёв (афоризмы); Уолт Уитмен; Даниил Хармс (проза); афоризмы разных авторов; японские хокку.


4. Осенний семестр 2000 года
Да здравствуют игры и тренинги!

Большое внимание в четвёртом семестре было уделено игре (или тренингу, как это называлось у взрослых). Это отразилось и на темах занятий: то и дело мы обращались к игре со словами, стараясь извлечь из неё максимальную пользу для серьёзной работы с ними.

Опыт применения игры (практически на каждом занятии) очень оживил работу студии, но вместе с тем и вызвал дополнительное напряжение. Игровой стиль оказал чересчур возбуждающее действие на некоторых участников студии, и они стали заметно мешать ходу занятий. Изредка, в экстренных случаях, приходилось кого-то выпроваживать с занятия или делать достаточно резкие замечания. Это было связано не столько с ходом самой игры, сколько с раскрепощающим стилем игрового общения. Любопытно, что конфликтные ситуации и помехи создавали прежде всего те, кто меньше других занимался творчеством.

Решение этих конфликтов оказалось непростой задачей. Необходимо искусно балансировать между созданием непринуждённой обстановки и обеспечением нормальных условий для занятия.

К сожалению, игры почти вытеснили (по объёму времени) чтение избранных поэтов и писателей. Совместить то и другое - задача будущих семестров.

18.9.00 - Первое занятие четвёртого семестра. Всем участникам было вручено "Письмо к сочинителю" от руководителя студии. Там говорилось о том, как работает студия и чем она может быть полезна для тех, кто участвует в её деятельности.

В христианском журнале "Дорога вместе" (№ 1, 2000 г.), который вышел в свет и дошёл до студии с большим опозданием, опубликованы афоризмы-определения 11 авторов студии по заголовком "Из словаря афоризмов". Правда, там наша студия названа почему-то "Радугой", но почему бы радуге не стоять над нашим "Родником"?..

23.11.00 - Вышли два новые выпуска БСР. Выпуск 17 - "Неизвестное дерево", сборник стихов и прозы начинающих (тех, у кого ещё не было своей книжки). В сборник вошли 13 авторов, от 8 до 12 лет. Выпуск 18 - "Сочинительство", сборник рассказов. В сборник вошли 16 авторов, от 8 до 12 лет. Кроме предисловия, на последней странице маленькое пособие: "Как написать рассказ".

Новые темы четвёртого семестра: что такое жанр; редактирование; взаимоотношения с читателем; алфавитные истории; грамматика, создающая смысл и "сумасшедшая" проза; диалог; убедительность; закон трёх "У"; форточки вдохновения; свой жанр; синонимы; игровые жанры: палиндроном, буриме, загадка и пр.

Кого мы читали на занятиях: Герман Лукомников; трёхстишия из альманаха "Тритон" и пр.


5. Весенний семестр 2001 года
Планируем занятия вместе

29.1.01 - Двухлетие студии (восьмидесятое занятие).

18.5.01 - В красивом глянцевом журнале "Кукумбер" (№ 4, 2001 г.), в рубрике конкурса "Павлиньи пёрышки" опубликованы наши 4 автора: Надя Иванова, Лена Игумнова, Ксюша Кротова, Ксюша Сысун. Кроме этой общей публикации, в соседних номерах "Кукумбера" (3, 5, 6) были напечатаны произведения Ксюши Чураковой, Маши Макеевой, Нади Ивановой.

5.6.01 - В толстом детском альманахе "Колобок и 2 жирафа" (№ 2, 2001 г.) несколько разворотов посвящены нашей студии. Всего опубликовано 13 наших авторов.

14.6.01 - Пять новых выпусков библиотечки студии.

БСР-19: Кира Краснова "Беськины рассказы". Это повесть, написанная одной из старших участниц студии в "своём жанре", на грани прозаической и поэтической речи, да ещё от имени кота Беськи. Первая книга автора.

БСР-20: "Сборник словесных обозначений" - словарь афоризмов-определений старших участников студии: 12 авторов от 16 до 69 лет. На этот раз старшие авторы выступают самостоятельно, в отличие от БСР-2, где были определения всех авторов вместе.

БСР-21: Любовь Юрченко "Ремесленное раздолье", стихи и проза. Первая книга автора.

БСР-22: "Общежитие слов", словарь афоризмов-определений младших участников студии: 17 авторов от 9 до 14 лет. Для младшей группы это уже второй отдельный словарь (после БСР-5) и третий, если считать БСР-2.

БСР-23: Лидия Романушко "Перейти мост", документальная повесть. Воспоминания о том, как в годы войны двенадцатилетней девочкой Лидия Андреевна была связной между подпольщиками оккупированного города и партизанами. Первая книга автора.

Июль 2001 - В киевском журнале "Познайка" (№7, 2001 г.) опубликованы произведения 6 наших авторов: Кати Бец, Насти Коршуновой, Ксюши Кротовой, Лёши Мудрецова, Ксюши Сысун, Ксюши Чураковой.

Новые темы пятого семестра: эпистолярный жанр (письма); писательские судьбы; анекдот и притча; особенности журналистской работы; частушка, пословица, поговорка; заметка и репортаж; фантастика; строгие стихотворные жанры; роман и повесть; писателськие страшилки; статья и очерк; четверостишие; импровизация; пьеса и сценарий; лектотека;

Кого мы читали на занятиях: Эдвард Лир; Мария Романушко; Марина Цветаева; Виктор Черняк (из книги "От великого до смешного"); примеры стихов из "Поэтического словаря".


6. Осенний семестр 2001 года
Тема семестра: "Образ - крылья мысли"

Это был первый семестр, для которого заранее была выбрана главная тема. Тема - ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - была по-своему затронута на каждом из занятий.

Вторая особенность шестого семестра - в том, что в арсенале студии теперь появилась книга "Учусь сочинять". В ней отражены основные направления работы за пять предыдущих семестров. Значит, любой новый участник студии сможет не только присоединиться к текущей работе, но и опереться на тот опыт, который был приобретён студией за первые годы.

29.8.01 - Вышла в свет книга Виктора Кротова "Учусь сочинять", написанная по итогам работы студии за два с половиной года. В качестве иллюстраций в ней опубликованы произведения 40 участников студии.

10.9.01 - СОТОЕ занятие студии "Родник"!

 

Начальная история студии была написана, как можно догадаться, в 2001 году. Предполагалось издать её в виде одного из выпусков БСР, но у ведущего резко сократилось время на студию, и этот замысел был отложен. Прервался и выпуск библиотечки.

Но сама студия успешно работала дальше. Ограничусь здесь перечнем тем дальнейших семестров.

7. Весенний семестр 2002 года: "Воображение - наш сказочный учитель"

8. Осенний семестр 2002 года: "Вдохновение - попутный ветер творческой души"

9. Весенний семестр 2003 года: "Вкус слова"

10. Осенний семестр 2003 года: "Дух дышит, где хочет"

11. Весенний семестр 2004 года: "Коллекционируем открытия"

12. Осенний семестр 2004 года: "Приоткрой себя"

13. Весенний семестр 2005 года: "Практика писания"

14. Осенний семестр 2005 года: "Литература и жизнь"

15. Весенний семестр 2006 года: "Что кому дано"

16. Осенний семестр 2006 года: "Да здравствуют самоучки!"

17. Весенний семестр 2007 года: "Автор - это личность"

18. Осенний семестр 2007 года: "Отпечаток души"

 

После завершения семестра 18 произошло непредвиденное: в конце декабря 2007 года у меня случился тяжёлый инсульт, даже двойной или тройной. Я угодил в больницу и выжил - с Божьей помощью и с помощью тех, кто меня любил и за меня молился. Но врачи запретили мне на два года всякую работу.

В течение семестра 19 (весенний семестр 2008 года) студия работала. Старшее отделение перешло на самоуправление. Младшее отделение взялся вести один из участников "Родника" Иван Калёнов.

Семестр 20 оказался прощальным. Для меня таким стало уже первое его занятие, на которое я пришёл. На младшем отделении я окончательно передал эстафету Калёнову, на старшем сказал о завершении своей работы в "Роднике". В ноябре прекратило занятия и младшее отделение - из-за малой посещаемости, а также из-за необходимости для ведущего готовиться к сессии.

В 2009 году на смену студии "Родник" пришла виртуальная студия "Изюминка".

   
 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК