Виктор Кротов
Литературные студии Книги В каждом светит лучик
 
Из книги
 
 
на главную
 
 

Часть вторая . Студия "Лучик"
Методические размышления и творчество участников студии

Основное внимание мы сосредоточим не просто на развитии литературных способностей, но именно на студии для особых детей. Работа с ними многое дала мне для понимания особенностей начального литературного творчества. И всегда приносила мне настоящую человеческую радость от общения с удивительными душами, заслуживающими восхищения и любви.

Поэтому мне доставляет особое удовольствие представить творческие портреты наиболее интересных участников студии. Самобытность каждого из них проявляется здесь достаточно выразительным образом, и я уверен, что каждое из таких знакомств будет для читателя настоящим открытием.

Пятнадцать открытий в одной книге - это немало!

Кроме того, это даёт возможность ярко проиллюстрировать методическую сторону работы студии. Как выглядит применение "полезных жанров", какие возможности самовыражения они предоставляют, как помогают раскрытию личности. Не надо думать, что сочинения каждого очередного участника связаны именно с тем подходом, который изложен в предшествующей или последующей главке. Правильнее будет сказать, что вся методика работает на главное: на тормошение личности. А то, на что способна личность, уже не зависит ни от какой методики.


Катя Лосева

Ходить ей трудно, но она всё время старается по возможности покинуть свою коляску. Жизнерадостная, заводная, готовая на любое дело, на любую игру, на любое путешествие. Полюбила сочинять - как успевает незамедлительно полюбить всё, чем занимается.

В 14 лет

День в летнем лагере

Проснулась, а в голове мысль: пойти в живой уголок. Крыски, драчунья-ворона, уж и кролик, я вас люблю! Даже руки после вас не хочу мыть.

А потом снова радость - лошадка Белка. Сегодня прыгала с препятствием, даже дыхание остановилось. Ещё бы так!


Афоризмы-определения

Веселье - это большой смех.

Книга - путешествие в другие миры.

Лес - мир загадочных белок.

Лошадь - осёдланный ветер.

Улыбка - это душа человека.

Цветок - красота на стебельке.


В 16 лет

* * *
Я на лошади сижу,
Я под ноги не гляжу
У меня душа поёт,
Отправляется в полёт.

* * *
Шум дождя: кап, кап.
Глазки закрываются.
Дудочка поёт.

Афоризмы-определения

Батарея - большая железная грелка.

Вулкан - вышедшая наружу обида.

Здоровье - котёнок, который ласково мурлычет внутри, пока его не обижают.

Лошадь - тёплая радость.

Рука - удобная хваталка, цеплялка, держалка, щипалка, ударялка.

Сказка - история со счастливым концом о том, чего не было и не будет.

Сказка - необыкновенное путешествие взрослого человека в детство.

Совесть - разговор внутри меня.

Страх - это стена, которая отделяет то, что ты уже умеешь, от того, что ты сможешь уметь.

Сумка - место для всего подряд.

Ураган - ветер-силач.

Хвост - это заблудившаяся грива.


Жёлтая карамелька

Мальчик Вова достал из кармана конфету, развернул фантик и положил в рот. Это была жёлтая карамелька с фруктовой начинкой. Мимо проехал на самокате Максим.

- Ты куда? - крикнул Вова и выронил конфету.

Она упала на землю и стала грязной.

В это время пробегал Бобик. Он увидел конфету, понюхал её и полизал. Конфета стала чистой и блестящей. Бобику она понравилась, он её съел и облизнулся. Конфета оказалась очень вкусной.


Особые и обычные

Сегодняшняя культура часто ориентируется на некий усреднённый уровень возможностей, стараясь отфильтровать из этого среднего уровня тех, у кого выше способности, и считать их своими "криэйторами" . Но к творчеству такой подход не применим. Тем более к творчеству словесному. Каждый человек уникален, а значит, у каждого есть возможность высказать такие мысли и переживания, которые не выскажет никто другой на свете.

Относится это и к людям, имеющим различные отклонения от нормы, начиная с чисто физических. Обычная литературная студия не всегда подходит для таких особых людей, будь то дети или взрослые. Хотя, если всё-таки человек с особенностями появляется на студии, надо постараться сделать всё, чтобы он мог её посещать. Не меньше, чем для него, это нужно для остальных участников студии.

В студии "Лучик" за несколько лет её работы занимались дети, подростки и взрослые с разными особенностями. Диагнозы типа ДЦП, шизофрения, аутизм здесь не были редкостью. Но и безотносительно к диагнозу, если человек говорит с трудом или не говорит вообще, если ему трудно писать или просто сосредоточиться, всё это требует специального внимания и соответствующего построения занятий. В то же время намного выше цена достигнутых результатов. Аутист через письменное слово получает возможность выйти из своего замкнутого мира. Тот, у кого трудности с устной речью, на бумаге обретает путь к самовыражению. Прикованный к коляске, обращаясь к читателю, чувствует, что может на равных общаться с любым человеком.

Неверно было бы считать, что такие люди просто чего-то лишены, в чём-то ущербны. Да, у них свои физические и психические проблемы, но вместе с тем и свои психические и духовные особые достоинства, придающие личности не меньшую, а иногда и большую самобытность, чем у обычного человека. Помочь выразить эту самобытность в слове - задача, которая важна для человеческой культуры в целом.

Более того, между обычным человеком и человеком с особенностями часто не существует какой-либо определённой границы. Наличие или отсутствие медицинского диагноза не служит решающим критерием. Индивидуальные качества и черты характера могут иметь даже более существенное значение, чем особенности, подтверждённые врачом. Поэтому можно использовать ту же самую методическую основу занятий, хотя и с ориентацией на конкретные трудности участников студии. Надо отметить, что индивидуализация работы с каждым из них носит не столько личностный, сколько технический характер и связана в основном с тем, как обеспечить человеку достаточные возможности использования письменной речи, а также общения в рамках студии.

Нащупать свои творческие преимущества, найти свой способ выражения, свой жанр - это цель всякого пишущего человека. Для кого-то эти поиски происходят в более широком диапазоне, для кого-то в более узком, но суть остаётся той же самой.

Поскольку культура включения инвалидов в повседневную жизнь общества в нашей стране находится ещё на довольно низком уровне, сама возможность участвовать в работе литературной студии имеет для них большое значение. Но и для обычных людей, особенно для детей, крайне важны совместные занятия с людьми особыми. Привыкать к человеческому и творческому общению независимо от тех затруднений, которые с этим связаны, - это часть углубления общей культуры, внутреннего развития личности.

Каждый стремится к тому, чтобы по-своему говорить о жизни. В этом основа равноправия авторов, какими бы разными они ни были. Такое равноправие можно поддерживать и на обычной студии, и на специальной. Оно всем будет на пользу.


Юра Фёдоров

Временами заводной и любящий покуролесить. Временами, когда ему удаётся сосредоточиться (особенно по ходу литературного творчества), удивляет зрелостью своих суждений, своим постижением мира. Но когда "заводится", с ним становится нелегко.

В 9 лет

Экспромт

Хорошо мне жить на свете.
Очень многое мне дано!
Не дано только предугадать,
где ждёт меня радость и где горе.
Триста раз я шёл куда-то
и не подозревал,что меня ждёт горе.
Я надеюсь на Одного.
Кто знает - догадается.


Афоризмы-определения

Гол - это то, ради чего игроки готовы поломать шеи.

Литература - это буквы, смысл и чувство.

Мыльный пузырь - это жидкий шар.

Настроение - самое трудное в человеке.

Ночь - это чёрное полотно, сквозь которое просвечивает утро.

Футбол - это мяч, который гоняет игроков.


В 10 лет

* * *

Какой бы ни был человек,
Израильтянин, эллин-грек,
Всегда Господь нас всех приимет,
И встретит нас, и всех обнимет,
И скажет: "Я - к спасенью Путь,
И про Меня ты не забудь!"
А дальше можешь ты решать:
Жить вечно или умирать.

  
 
 Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК