Виктор Кротов
Литературные студии Книги Пиши по-своему
 
Из книги
 
 
на главную
 
 

Давайте делать будущее

Настоящая щедрость по отношению к будущему заключается в том,
чтобы всё отдать настоящему.
Альбер Камю, французский писатель XX века

Сколько чудес дарит нам ежегодно научно-технический прогресс! Может показаться, что из них и состоит будущее. Но все они какие-то мнимые, они эффектны, но не касаются главного в человеке. И даже мешают замечать чудеса настоящие.

Одно из таких настоящих чудес - человеческая речь. Она начинается с младенческого лепета, ищущего и трогательного. Но в головокружительно короткое время ребёнок овладевает родным языком, с помощью которого можно выражать бескрайнее разнообразие чувств, эмоций и мыслей. А затем начинается естественный переход к высшей форме разговора: к письменной речи. К возможности обдумать и выразительно сформулировать свою мысль или своё переживание. К возможности отыскать, пусть потрудившись, удивительно точное слово, проникновенный образ, дать своё уникальное свидетельство о жизни для других, да и самому многое понять и многое обдумать.

Где и почему рвётся нить этого невероятного чуда для большинства людей? Жутковато было бы жить среди тех, кто навсегда остался на стадии младенческого лепета. Но разве не странно, что многие, слишком многие добровольно замирают на уровне бытовой болтовни или профессионального жаргона?..

У каждого из нас есть шанс овладеть этим чудом так, чтобы стать достойным его. Каждый может написать свою книгу, которая будет ответом на полученный дар речи, его осуществлением. Но с возрастом всё труднее решиться на это, всё с большим трудом даются нам те возможности, которые естественно было бы освоить в детстве, в отрочестве, в юности.

Человеку необходимо восстановить себя в правах владения чудом письменной речи. Необходимо помочь каждому ребёнку перейти от устной речи к письменной так же естественно, как он переходит к разговору от безмолвия и лепета. Может быть, если уделить этому хотя бы небольшую долю того внимания, которое мы уделяем созданию житейских удобств и развлечениям, наши усилия изменят будущее человечества. Ведь письменное слово не только прокладывает человеку русло самовыражения, но и формирует, углубляет его личность.

Подобные мечты могут показаться наивными в наши времена, когда большинство людей не хочет даже читать, не то что писать. Когда многие из тех, кого считают профессиональными писателями, унижают литературу своим обращением с ней… Но как раз в такие времена важен каждый, кто готов засучить рукава и работать - чтобы будущее стало чуть больше похоже на наши мечты. Чтобы ещё кто-то (и ещё, и ещё...) научился ценить слово и творчески осваивать его возможности, осуществляя великий замысел о личности каждого человека.

Раздел 1. Мастерская

Если вы строите замки в воздухе, ваша работа не должна пропасть напрасно. Им там и следует быть, - нужно только уметь подвести под них фундамент.
Генри Торо, американский писатель XIX века

Мастерская литературного творчества - вот о чём здесь пойдёт речь. Письменная речь настолько важна для человека, для каждого из людей, что такие мастерские просто необходимы. А значит, стоит подумать, как они могут быть устроены.

Как помочь человеку - ребёнку или взрослому - в освоении реальности письменного слова?

Здесь, в мастерской, можно разглядеть и ощупать любой инструмент, попробовать его в действии. Дальше каждый сам решит, чем и как пользоваться. Лишь бы он почувствовал свои возможности - те, что дремлют в нас, пока что-нибудь или кто-нибудь не растормошит их.

Мотивация к литературному творчеству, к развитию личности через письменное слово - вот зачем нужна литературная студия. Это её лепта в развитие общей духовной культуры. Но сама по себе студия-мастерская не возникнет. Всегда нужен человек, который готов обустроить её. Готовность, решимость - это главное. Всё остальное придёт.

Если готовность есть, и она не ограничивается рассуждениями, а стремится к практическому выражению, перед нами встают те вопросы, которым посвящены следующие главы. В этом разделе затронуты общие принципы работы литературной студии. Именно они являются основанием её практической деятельности. В следующем разделе будут рассмотрены конкретные инструментальные средства, базирующиеся на этих принципах. В третьем - собраны материалы для работы.


Занятие с детьми и со взрослыми

У каждого возраста есть свои пружины, приводящие его в движение.
Жан Жак Руссо, французский писатель XVIII века

Студия может быть организована только для детей или только для взрослых (см. далее главы "Студия для младших" и "Студия для старших"). Более того, чем строже ограничен возрастной диапазон участников студии, тем легче её организовать и вести. Но мне хочется здесь рассказать о том удовольствии, которое возникает при проведении параллельной студии - для детей и для взрослых - по одному и тому же плану.

Проводя занятия одинаковой продолжительности для группы детей и подростков (младшие) и для группы подростков и взрослых (старшие) на одну и ту же тему, замечаешь много поучительных аналогий и различий, которые в конечном счёте помогают находить наиболее плодотворные стратегии для каждого возраста.

Простота подходов к литературному творчеству, необходимая для детей, оказалась крайне важным условиям достижения той доходчивости, которая необходима взрослым. Уже на этом основании можно было возводить дополнительные сооружения, помогающие старшим участникам студии вовлекать в творческий процесс свои дополнительные возможности: жизненный опыт, художественный вкус, интеллект, эрудицию и так далее.

В предыдущей главке были показаны некоторые различия в построении плана занятия для младших и для старших. Но главное различие связано не со структурой занятия, а с интонацией его ведения. Если для взрослых ключами к общению являются знание, овладение навыками, то для младших это, разумеется, игра. Вместе с тем большинство взрослых постепенно начинают ценить игровые элементы (в последнее время меня часто упрекают за то, что на взрослой студии мы играем меньше, чем на детской). А для детей в определённой степени важна и взрослая интонация общения: их очень укрепляет обращение к ним как к коллегам по писательской работе.

На детской студии стараешься обращать больше внимания на самых младших. Но скоро начинаешь понимать, что дело не в возрасте, и выискиваешь уже не младших, а самых застенчивых. Ровно то же самое можно обнаружить на взрослой студии: дело не в возрасте, а в степени замыкания, которое мешает и контакту с человеком, и его самораскрытию - как по отношению к другим, так и для себя самого.

Параллельное существование взрослой и детской студии становится и особым педагогическим инструментом. Рассказывая взрослым о том, что происходит на детской студии, как бы подкармливаешь их витаминами детского восприятия жизни, это действует поучительно и тонизирующе. Когда я на детской студии ссылаюсь на взрослую (реже, чем наоборот), дети начинают лучше ощущать значение наших занятий, уравнивающих их усилия и стремления с намерениями тех, кто гораздо старше.

Свою роль играет и диффузия между студиями. Хотя считается, что с четырнадцати-пятнадцати лет человек ходит на взрослую студию, некоторые подростки предпочитают приходить на детскую (и прекрасно там уживаются). Бывает так, что ребёнку удобнее прийти на взрослую студию, а не на детскую. Случается совсем взрослым прийти на детскую студию - и они с удовольствием играют даже в подвижные игры.

На детской студии всегда будут присутствовать элементы взрослого общения, на взрослой - детского. Наша задача в том, чтобы извлечь из этого всё, что на пользу, и отшелушить всякое занудство, связанное с делением человечества по возрастам.


Виртуальная студия

Ход вещей зависит от нашей решительной воли и от наших усилий.
Герберт Уэллс, английский писатель XIX-XX вв.

Значение письменной речи и литературного творчества для любого развивающегося человека пока что поразительно недооценивается. Как будет дальше - зависит от каждого из нас. ТЖ-методика и концепция литературной студии, о которой идёт речь в этой книге, - это лишь инструментарий и материалы, ожидающие того, кто возьмёт их в руки и приложит к ним свою душу. Но проблема ещё и в том, чтобы книга попала к такому человеку. Поэтому наряду с "книжным проектом" создания литературной студии здесь предлагается также "сетевой проект". В отличие от действующих литературных студий он ещё не был реализован на практике. Но если найдутся люди, готовые этим заняться, все предпосылки для такого проекта существуют. Им и посвящена настоящая глава.


Общая идея сайта ВЛС

Специализация наук и небывалое наращивание информации делают дилетантизм необходимым для развития культуры как целого.
Иосиф Левин, русский философ XX века

Виртуальная литературная студия (ВЛС) представляет собой сайт, содержательной основой которого является ТЖ-методика и общие идеи литературного творчества в том понимании, которое предлагается в данной книге. Это развитие культуры письменной речи и литературных навыков, способствующее самораскрытию личности через словесное творчество. Существенное значение имеет дистанционный способ взаимодействия, то есть возможность пользоваться ресурсами ВЛС независимо от места жительства.

ВЛС может быть обращена к следующим категориям пользователей:

- дети и подростки, заинтересованные в литературном творчестве;

- родители и педагоги, которые ищут способы содействия общему развитию детей;

- взрослые, стремящиеся развить свои литературные возможности;

- педагоги, желающие овладеть ТЖ-методикой для самостоятельного ведение "живой" литературной студии;

- те, кто готов участвовать непосредственно в работе ВЛС, помогая авторам, которые сюда обращаются.

Пользователю, к какой категории он бы ни принадлежал, правильнее будет относиться к ВЛС прежде всего как к средству самотормошения, укрепления творческого отношения к жизни, взаимодействия с другими творческими людьми.

Пишущий человек сможет найти здесь конструктивное литературное общение, поддержку в развитии своих возможностей. ВЛС сможет осуществлять сетевую публикацию произведений и, как следствие, их обсуждение - не только в форме обмена репликами на форуме, но и на экспертном уровне, с конкретными замечаниями, направленными на совершенствование текста.
ВЛС может стать площадкой для равноправной взаимопомощи, для творческих дискуссий, для установления литературных связей, для преодоления того провинциализма отделённости, которому может быть подвержен и житель глухой деревушки, и обитатель столичной квартиры.

Особой составляющей ВЛС должны стать стимулирующие информационные условия и всевозможная поддержка для тех, кто решит создать и вести "живую", не виртуальную, литературную студию. Накопление соответствующих методов, материалов, свидетельств о реальном опыте. Тому, кто делает важное дело (а побуждение людей, особенно детей, к словесному творчеству - дело важнейшее), полезно знать и о том, в каких формах можно его осуществлять, и о тех, кто действует в общем с ним направлении.

Создание сайта ВЛС необходимо прежде всего для того, чтобы оценить, насколько такой подход будет востребован в ближайшее время. Но рано или поздно правильнее будет говорить о сайтах ВЛС, во множественном числе. Ведь это одна из самых естественных и необходимых для человека возможностей: учиться быть собой с помощью высшей формы разговора.


Предполагаемая структура

Каждый находит удовольствие в том, что ему доступно.
Ирвин Шоу, американский писатель XX века

В соответствии с категориями участников, ВЛС может располагать несколькими основными страницами. В их числе могут быть литературно-творческие разделы (по трём возрастным категориям):

- "Самый начинающий писатель" (для детей).

- "Писатель-подросток".

- "Высшая форма разговора" (для молодёжи и взрослых).

Названия здесь и далее, конечно, чисто предположительные.


Остальные разделы можно назвать педагогически-творческими:

- "Слово в семье" (для родителей).

- "Слово среди друзей" (для педагогов и воспитателей).

- "Открой свою студию";

- "Сотрудничество с ВЛС".


Не обязательно внедрять сразу все возможные страницы. Лучше выбрать одну или две для первоначального освоения. В принципе, на самом начальном этапе такие страницы, как "Самый начинающий писатель", "Писатель-подросток", "Высшая форма разговора", "Слово в семье" и "Открой свою студию", могут быть представлены в простейшем виде - как текст соответствующей книги серии "Служение Слову". Но дальше и начинается построение сайта.
Хорошо, если сразу будут продекларированы некоторые принципы, касающиеся участия в ВЛС. Например, стоит оговорить следующее:

- Персонифицированное, не анонимное участие в деятельности ВЛС. Каждый имеет право выступать под псевдонимом (не под "ником", а именно под литературным псевдонимом), обозначая им свои произведения. Но только при условии, что до этого он зарегистрировался на ВЛС, сообщив, кроме псевдонима, своё настоящее имя и фамилию, возраст (лучше день рождения), место жительства и, может быть, дополнительные координаты для связи (телефон или адрес). Всё это нужно для того, чтобы человек появлялся в ВЛС как личность, а не как условное обозначение.

- Отказ от интернет-стилистики: от сетевого сленга, использования смайликов, нарочито искажённых слов, англоязычных вкраплений, не говоря уже про ненормативную лексику. Разумеется, нет ничего плохого в смайликах, и можно понять бунт "падонков", уродующих язык в знак протеста против обязательной правильности. Но естественно, чтобы на литературной студии отношение к языку было внимательным и уважительным.

- Согласие на участие модераторов в размещении текстов. То есть ВЛС оставляет за собой право отказаться от размещения на сайте какого-то текста (объяснив, почему отказывается, если не совсем очевидно). Это просто-напросто означает, что ВЛС берёт на себя ответственность за культуру своего сайта.


Полезно предусмотреть следующие рубрики для каждого раздела (хотя всюду они будут выглядеть немного по-своему, в соответствии с категорией участников):

- Организационные сведения. Информация о возможностях участия в работе ВЛС, о принятых на сайте принципах сотрудничества. Рекомендации по оформлению присылаемых текстов. Другая техническая информация.

- Форум (но не чат, побуждающий скорее к письменной болтовне, а не к письменной речи). Здесь тоже должно действовать обязательное модерирование.

- Информация по интернет-ресурсам, связанным с литературным творчеством и другими близкими темами. Список ресурсов свой для каждого раздела: они должны соответствовать данной группе участников.

- Вспомогательные тексты, доступные для скачивания: книги, словари, подборки произведений. Разумеется, при этом должны соблюдаться законы об авторском праве.

- Личные страницы. Каждый участник может завести свою страницу для размещения своих текстов. Эти страницы могут иметь единое оформление и единый механизм ведения, поскольку главным элементом здесь всегда является текст, а способ его подачи - на ответственности ВЛС. На личных страницах тоже действует модерирование, как и повсюду.

- Журнал. ВЛС - естественное место для выпуска литературного электронного журнала. Может быть, даже не одного, а в соответствии с потребностями каждого из разделов сайта. Вопрос только в наличии ресурсов для этого.

- Наиболее частые вопросы. Может быть (особенно поначалу) - не наиболее частые, а наиболее важные. Так что можно самим сформулировать предварительную порцию таких вопросов и ответов.

- Почтовый ящик дежурного администратора. Это обычная принадлежность сайта и вряд ли нуждается в пояснениях. Важно лишь, чтобы администратор, как и любой другой сотрудник ВЛС, был доброжелателен, отзывчив и грамотен.


В дополнение к этим рубрикам приведём возможные рубрики для каждого из литературно-творческих разделов.

- Справочно-информационная поддержка по жанрам. Здесь размещены для каждого жанра пояснения к нему. Для более старших авторов полезно дать ссылки на словари и энциклопедии, рассказывающие о жанре (или соответствующие фрагменты из них). Могут быть даны подборки произведений данного жанра (классических и современных). Если на сайте кто-то из авторов представил свои произведения в этом жанре, может присутствовать и такая ссылка.

- Почтовые ящики. Помимо почтового ящика дежурного администратора здесь может быть представлена возможность послать свой текст одному из рецензентов или одному из редакторов. Всё зависит от наличия сотрудников ВЛС, готовых вести такую работу. Технически обращение автора к рецензенту или редактору можно организовать по-разному. Важно лишь постараться обеспечить максимальную свободу выбора как для автора, так и для сотрудника ВЛС.

Ещё две дополнительные рубрики могут быть предусмотрены для раздела "Сотрудничество с ВЛС".
- Информация о сотрудниках ВЛС. Каждый из них может иметь свою страницу на сайте. Но здесь полезно собрать представительскую информацию о них. Такую, которая позволит участнику сайта познакомиться с каждым из сотрудников и понять, к кому он хочет обратиться за консультацией.
- Перечень ожиданий от возможного сотрудника ВЛС. Здесь будут расположены сведения для тех, кто хотел бы участвовать в работе ВЛС в качестве сотрудника. Описаны различные задачи сайта, текущие и перспективные, условия сотрудничества, а также другие особенности взаимодействия. Чего организаторы сайта ожидают от тех, кто готов присоединиться к числу сотрудников.


Структура сайта ВЛС должна быть понятной для того, кто интересуется литературным творчеством, то есть для людей гуманитарного склада. Поэтому на первый план должны быть выдвинуты простые и наглядные пути доступа к тому месту на сайте, про которое посетитель мог бы сказать: "Вот что мне нужно!"


Планы функционирования

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.
Блез Паскаль, французский учёный и писатель XVII века

Первое, что может представить ВЛС, - это учебные, педагогические, методические и прочие материалы, эквивалентные содержанию книг серии "Служение Слову". Видимо, с этого простейшего подхода и следует начинать работу сайта. Страницы такого рода можно быстро ввести в действие, используя либо экранное представление самих книг, либо сочетание кратких информационных блоков с возможностью скачать электронную версию каждой книги. Как только появятся сотрудники, готовые вести консультирование по методическим аспектам этих книг, можно будет ввести для посетителей такую услугу. Естественно, уже на этом первом этапе может быть открыт общий форум или несколько форумов для разных категорий участников ВЛС.

Одновременно с функционированием сайта в этом упрощённом режиме можно вести работу по внедрению других его страниц, описанных выше, - или таких, которые там не описаны, но которые будут соответствовать представлениям организаторов сайта о ВЛС.

Если говорить о литературно-творческих страницах, то наиболее насущной частью проекта являются разделы для детей и подростков. (На первых порах это может быть и один общий раздел.) Именно им важнее всего получить поддержку и консультативную помощь.

Работа ВЛС даже в самом простом режиме даст возможность получать важную информацию о дальнейшем её развитии. Посещаемость сайта, уровень готовности его посетителей стать участниками работы ВЛС, материалы форумов - всё это позволит постепенно вырабатывать более точные ориентиры, формировать регламент взаимодействия участников с ВЛС и регламент деятельности её сотрудников, более уверенно готовить следующие страницы сайта и расширять его возможности.


В дальнейшем успешная работа ВЛС будет зависеть, помимо самого качества сайта, от трёх факторов:

1. Востребованность сайта как общедоступной творческой базы.

2. Рабочие возможности тех, кто ведёт ВЛС и обеспечивает её функционирование.

3. Участие спонсоров и других организаций, заинтересованных в сотрудничестве с ВЛС.


Второй из этих пунктов связан с третьим, о котором следует сказать особо.

Виртуальная литературная студия в том смысле, который вытекает из ТЖ-методики и книг серии "Служение Слову", является не только и не столько инструментом развития литературных навыков, сколько средством поддержки творчески развивающейся личности. В этом отношении проект ВЛС является оригинальным и перспективным элементом построения будущего русскоязычной культуры и заслуживает самого пристального внимания со стороны всех, кого это будущее заботит. Поэтому дело не только в том, чтобы создать функционирующий сайт ВЛС, но и в том, чтобы придать ему то значение, которого он заслуживает. Для этого можно и нужно добиваться грантов и других видов спонсорской поддержки сайта, а также привлекать к сотрудничеству различные организации, готовые к участию в проекте: общественные, учебно-педагогические, издательские, редакции газет и журналов (почему бы не ввести на ВЛС специальный раздел для начинающих журналистов?), психологические службы, центры по работе с инвалидами, а также другие сетевые проекты.
При успешном разворачивании ВЛС наверняка найдётся какое-то количество людей, готовых сотрудничать в ней бесплатно. Но при наличии хотя бы минимальной финансовой поддержки количество тех, кто готов вложить в это свои силы и время, будет существенно больше, а значит, будет и более высоким качество работы ВЛС. Поэтому поиски возможностей финансирования - это не вопрос стремления организаторов ВЛС к обогащению, а проблема обеспечения проекту того качественного уровня, которого он заслуживает.

В идеале, со временем ВЛС может искать возможность самостоятельно осуществлять "бумажные" издания, книжные или журнальные, отражающие лучшую часть того литературного творчества, которое проявляется в рамках сайта. Но могут быть найдены и другие решения. Например, сотрудничество с прессой, с теми изданиями, которые готовы предоставить место для публикаций участников ВЛС. Сотрудничество с издательствами по выпуску лучших произведений участников ВЛС в том или ином книжном виде. Можно представить себе такое развитие студии, при котором в будущем её рекомендация будет иметь конструктивное значение при обращении автора к издателю.

Как и любое значительное дело, проект ВЛС можно довести до очень высокого уровня, хотя можно ограничиться и скромным уютным сайтом, который будет делать своё дело в том масштабе, на который способен. Всё зависит от целей, которые ставит перед собой тот, кто за это берётся.


Раздел 3. Материалы

Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп; необходимо, однако, чтобы каждая из них питала своё пламя собственным горючим материалом.
Бертольд Ауэрбах, немецкий писатель XIX века

Здесь расположены материалы для работы в мастерской. Они не носят исчерпывающего характера. Темы семестров можно планировать, ориентируясь на предложенные, или полностью по своему усмотрению. К темам занятий можно добавить сколько угодно новых разворотов. Занятия снаружи зависят от окружающих обстоятельств, фантазии ведущего и его решимости. Перечень незаданий лишь задаёт общий подход к ним, принцип, пользуясь которым можно конструировать свои незадания, прилаживая их к тому или другому занятию. Добывать вопросы для разминок можно где угодно, здесь они тоже лишь иллюстрируют подход. Многие игры, не включённые в список, ждут своего освоения. Короче говоря, можно пользоваться приведёнными материалами (их хватит на первое время, а может быть, и дольше), но можно видоизменять и дополнять их своими.

Автор книги будет рад узнать о том, что вы придумали сами. Ваш личный творческий опыт позволит сделать работу студии разнообразнее и насыщеннее.

Используйте найденное. Ищите своё. Фантазируйте, изобретайте, пробуйте!


Темы семестров

Общение прокладывает дорогу идеям.
Александр Леонтьев, русский психолог XX века

Выбор темы для каждого семестра (как и само разбиение занятий студии на семестры) - приём не обязательный. Но это один из способов заострить внимание на какой-либо мысли, важной для литературного творчества. Эта мысль, вынесенная как основной тезис на несколько месяцев занятий, будет пульсировать сама по себе, а также связывать темы занятий в единую смысловую линию. Ниже предложены некоторые примеры таких тем, но ведущий может их придумывать и выстраивать совершенно по-своему. Например, в качестве темы семестра можно взять ту или иную тему обычного занятия, превратив её тем самым в исходный импульс для углублённого осмысления выбранного направления. Некоторые из таких параллелей использованы в предложенном перечне.


Образ - крылья мысли

В теме каждого занятия этого семестра можно выделить зерно образного подхода: к произведению в целом, к фрагменту текста, к отдельной фразе. Учимся рисовать словами, искать метафоры, описывать персонажей и обстоятельства, не просто рассказывая или рисуя, но добиваясь возникновения самостоятельного образа. Образа, в котором отражены наша мысль, наше переживание.


Воображение - наш сказочный учитель

Подчёркиваем роль воображения и в жанрах, связанных с вымыслом, и в реалистических жанрах. Показываем, что воображение - это не генератор выдумок, а особый способ постижения мира и отражения своих представлений о нём.


"Дух дышит, где хочет"

В этом семестре можно сделать особый акцент на духовной составляющей творчества. Включить в план занятий беседы, посвящённые религиям, христианству, Библии. Вместе с тем можно организовать дискуссию о светлом и тёмном началах в литературе.


Темы и планы занятий

При подготовке к сражению я всегда находил, что планы бесполезны, но планирование - обязательно.
Дуайт Эйзенхауэр, американский военный и политик XX века

Практически все предлагаемые темы занятий были опробованы на детской и на взрослой студиях, некоторые не один раз. Разумеется, их можно варьировать, добавлять темы по аналогии с предложенными или придумывать совершенно новые.

Интересные предложения по темам дают и участники студии. В конце каждого семестра я стараюсь устроить обсуждение возможных планов на будущее. Кто-то высказывает свои пожелания в течение семестра, о невысказанных можно догадаться по общению во время занятий. Интересно дать незадание - придумать три или пять своих тем. Если раздать листочки с распечатанным перечнем тем и устроить рейтинговое голосование, то лучше понимаешь, к каким темам расположены участники студии.

Обилие предлагаемых здесь тем (плюс вариации и дополнения) не должно смущать. Программа студии состоит вовсе не в переборе всех возможных тем, а в определении необходимого их комплекта на семестр или на год. Это должен быть свой собственный комплект, ориентированный на ведение студии в своём собственном стиле.

Важно также согласовать план занятия с возрастом и особенностями аудитории. Особого внимания требует детская студия. Поэтому здесь даны варианты планов, а в некоторых случаях и формулировок тем для детей и для взрослых отдельно.

Пять пунктов плана для взрослых и три для детей - это, как правило, оптимальное количество узловых моментов. Готовясь к реальному занятию, можно какие-то пункты убрать - в соответствии с собственным вкусом или для того, чтобы тематический блок занятия занял меньше времени. Можно добавить то, о чём хочется поговорить самому, или заменить один пункт совсем на другой. Чем лучше подогнан план под свой вкус и свои возможности, тем органичнее и интереснее пройдёт занятие.

Некоторые темы занятий (и даже некоторые тематические разделы), как нетрудно заметить, связаны с собственными предпочтениями автора этой книги. Поэтому вовсе не обязательно, например, придерживаться того набора имён, который представлен в подразделе "Жизнеописания". Важно, чтобы ведущий выбирал те имена (или другие темы), которые особенно по вкусу ему самому, чтобы искренне "зажигать" участников студии.

Сокращения при ссылках на книги серии "Служение Слову":
- ППС: "Пиши по-своему".
- УС: "Учусь сочинять".
- ДА: "Домашний автор".
- НСК: "Написать свою книгу".
- ЛС: "Литературная студия".

1. Литературное творчество

1.1. Зачем человеку писать
Дети:
- Речь - привычное чудо.
- Письменная речь - двойное чудо.
- Сочинять - значит уметь творить миры.
- Писать - значит уметь понимать других и себя самого.

Взрослые:
- Дар речи - одно из привычных чудес.
- Значение устной речи.
- Её недостатки.
- Письменная речь - высшая форма разговора.
- Письменная речь как способ становиться собой.

(ППС, глава "Зачем сочинять"; УС, глава "Чудо человеческой речи"; ДА, глава "Дружба со словом"; НСК, раздел 1, материалы разных глав.)

1.2. Писательство и графомания
Дети:
- Что такое "графоман".
- Кто и зачем пользуется этим словом.
- Писать своё и по-своему как можно лучше и не слушать дразнилок.

Взрослые:
- Толпа и человек; человек и ЕГО книга.
- Разобраться в себе.
- Поделиться своим опытом и взглядом на жизнь.
- Писать своё и по-своему.
- Не слушать графоманоманов.

(УС, в главе "Узелки на память"; НСК, раздел 1, глава "Графомания и графоманомания".)

1.3. Литература и литературоведение
Дети:
- Что такое ведать литературу?
- Изучать можно только прошлое, это полезно.
- Будущую литературу можно только делать.

Взрослые:
- Литература и литературное творчество.
- Знание литературы и знание о литературе.
- Изучение прошлого литературы.
- Живой читательский опыт.
- Создание будущего литературы.

(НСК, раздел 1, глава "Что было и что будет".)

1.4. Собрание несочинений
Дети:
- Игра на полстранички.
- Увидеть себя в будущем.
- Обновление автопортрета.

Взрослые:
- Писательская игра на полстранички.
- Взгляд на возможности.
- Понять Замысел о себе.
- Обновление собрания несочинений.
- Осуществление себя.

(ППС, в главе "Записанное ненаписанное"; НСК, раздел 2, глава "Собрание несочинений".)


Незадания

Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
Демокрит, древнегреческий философ V-IV вв. до н. э.

У этого перечня тройное назначение. Можно выбрать из него на скорую руку готовое незадание, более или менее подходящее к теме занятия. Но можно по одному из предложенных образцов сконструировать, с учётом темы, свой вариант, полностью ориентированный на содержание занятия, а также на состав студии и прочие дополнительные условия. Наконец, если здесь не находится нужного незадания, можно отодвинуть книгу в сторону и придумать его совершенно самостоятельно. Может быть, такое отодвигание книги - самый лучший вариант, и постепенно именно его следует взять на вооружение.

Афоризм, афоризм-определение

- Афоризм. Придумать своё правило жизни. Девиз, который хочется всё время помнить.
- Афоризм. Сказать одной фразой, чем дети отличаются от взрослых.
- Афоризм. Сравнить в одном предложении будущее с прошлым.
- Афоризм-определение. Времена года: ВЕСНА, ЗИМА, ЛЕТО, ОСЕНЬ.
- Афоризм-определение. Жанры: СТИХИ, ПРОЗА, СКАЗКА, РАССКАЗ.
- Афоризм-определение. Синонимы и антонимы: РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, СКУКА, ТОСКА.
- Афоризм-определение. Животные: КОШКА, СОБАКА, ЧЕРЕПАХА, ПОПУГАЙ.
- Афоризм-определение. Определить несколько слов так, как их определил бы маленький ребёнок (не используя взрослые слова и рассуждения): ИГРУШКА, КОНФЕТА, МАМА, ПАПА, ДЕРЕВО, ТЕЛЕВИЗОР, ДОМ.
- Афоризм-определение. Определить несколько слов через их прямую противоположность. Например: "Белое - это хорошо отмытое чёрное", "Холод - это слишком скупое тепло". Тут всё дело в том, чтобы придумать интересное пояснение к противоположности. Слова: ТРУСОСТЬ, ДЕНЬ, УМ, БЕДНОСТЬ, ТИШИНА, ПОТОЛОК, РЕБЁНОК, СОЛЬ.
- Афоризм-определение. Составить свой список из десяти слов (самых-самых интересных для тебя) и сочинить для них определения, чтобы получился маленький словарик.

Двустишие, четверостишие

- Двустишие - весёлое. Не просто смешное, а выражающее веселье автора.
- Двустишие - грустное. Но не трагическое.
- Двустишие - задумчивое. Такое, в котором звучит вопрос, но нет ответа.
- Двустишие с мужской рифмой и двустишие с женской.
- Двустишие с начальной рифмой и с конечной. (Рифмоваться должны и начала строк друг с другом, и окончания друг с другом.)
- Четверостишия - первое со смежной рифмой, второе с перекрёстной, третье с опоясывающей.
- Четверостишие - четырёхстопным ямбом.
- Четверостишие, состоящее из двух строф-двустиший.
- Четверостишие - грустно начинающееся и весело заканчивающееся.
- Четверостишие, написанное белым стихом.

Игры и тренинги

Неисчерпаемая бодрость мысли, её непрерывная игра совершенно освобождают выдающегося человека из-под власти скуки, если исключить момент утомления.
Артур Шопенгауэр, немецкий философ XIX века

В качестве напутствия для тех, кто будет применять эти игры, следует заметить, что реальных вариантов может быть гораздо больше. Для расширения арсенала можно адаптировать игру к другой тематике или к другому жанру, разнообразить способы подведения итогов, внедрять элементы движения, инсценировки, по-новому комбинировать игровые приёмы. Вопросы для игр викторинного типа приведены выше, в перечне вопросов для разминки.
Остальные замечания по играм даны в разделе "Инструменты", главка "Игры, тренинги, разминки".

2.1. Образ через импровизацию. Ведущий раздаёт случайным образом листочки с темами, например: сирень, звёзды, ветер, река, ракушка, часы, колокол, велосипед, след, песня. Каждый импровизирует верлибр, в котором должен возникнуть образ, связанный с темой.

3.8. Двустишия рикошетом. Каждый из участников придумывает первую строку двустишия, пишет её на листке и передаёт следующему. Тот заканчивает двустишие и возвращает вместе с придуманной первой строкой нового двустишия, которое должен закончить партнёр. Можно настроить участников на то, что чем более странный, вызывающий вид имеет первая строка, тем интереснее играть, озадачивая другого.

4.6. Дуэль определянтов. Все участники разбиваются на пары. Каждый пишет на листке слово и передаёт его партнёру, после чего придумывает определение для полученного слова. Написав своё определение, придумывает следующее слово - и обмен листками повторяется. Выигрывает пара, составившая большее число определений. Можно передавать листки по кругу (круговая дуэль). Можно передавать по кругу со сдвигом: сначала следующему, потом через одного и т. д.: это позволяет варьировать партнёров и вносит дополнительное оживление в игру.
Очень эффектная и плодотворная игра. Важно подготовить участников перед тем, как начинать, к тому, чтобы как можно меньше думать над определением. Это помогает им снять некоторые зажимы.

5.1. Цепочка слов. Один из участников говорит слово, следующий придумывает слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивается предыдущее. Используют только существительные единственного числа (за исключением тех слов, у которых только множественное число) в именительном падеже. Если какое-то слово уже встретилось в этой цепочке, повторять его нельзя (можно строже: не повторять слова и предыдущих цепочек в этом сеансе игры).
Можно запретить использовать имена собственные (не обязательно). Если слово заканчивается на букву, с которой слово начать нельзя (например, мягкий знак), следующее слово надо начинать со второй от конца буквы. Дополнительные ограничения повышают уровень сложности и придают игре особый характер. Например, говорить только географические названия или только виды животных.

5.2. Крепкая цепочка. Игра похожа на "Цепочку слов", только новое слово надо начинать с двух последних букв предыдущего.

5.7. Аукцион эпитетов. Повышение лексического разнообразия. Ведущий называет слово (лучше написать его на доске) и ведёт аукцион. Очко получает последний сказавший эпитет к заданному слову (после аукционного "раз... два... три!"). Эпитеты должны быть хотя бы минимально подходящими (не чисто произвольными). Можно давать очки за каждый придуманный эпитет, а последнему в аукционе присуждать три очка.

8.3. Нет предмета без сюжета. Ведущий подносит каждому из играющих непрозрачный мешочек с небольшими предметами. Надо достать, не заглядывая в мешочек, один из них. Задача состоит в том, чтобы придумать сюжет, связанный с этим предметом. Или даже написать небольшой текст о нём (это можно оставить для незадания, сделав на занятии акцент на придумывании самого сюжета).
На одном из мастер-классов я немного варьировал эту игру: раздавал всем наугад конверты, в каждом из которых лежал какой-нибудь маленький предмет. Об этом предмете надо было написать сказку. После занятия ко мне подошёл молодой человек и с жаром принялся меня благодарить за потрясающую тему: "Это было так необычно, что у меня сразу заработало воображение!.." Он прямо лучился восторгом. Я поинтересовался: "А что вам досталось?" "В том-то и дело! - воскликнул он. - В моём конверте было пусто! И я написал сказку про сундучок с пустотой, из которого можно было доставать что угодно. Спасибо, это была великолепная идея!" Мне стоило труда сдержаться и не выдать ему тайну: я просто-напросто пропустил этот конверт, поэтому и не положил туда ничего. Но в то же время нельзя было не порадоваться результату.

12.22. Расшифруй по-своему. Ведущий пишет на доске две-три достаточно известные аббревиатуры. (Например, МИД, ЕГЭ, СПИД, ГАИ, ВАЗ, СССР, ОАО и др.) Каждый из участников предлагает свои, совершенно новые расшифровки этих сокращений (не связанные с изначальным смыслом сокращения). Лучше дать время на подготовку, чтобы придумать варианты письменно, а потом уже все их зачитать.

12.23. Шпионская память. Ведущий раскладывает на подносе 10-15 небольших предметов, достаточно различающихся по внешнему виду и названию. Сверху покрывает их непрозрачной материей. Поднос надо расположить так, чтобы вокруг него могли собраться, не мешая друг другу, все участники. На определённое время (10-30 секунд) ведущий снимает материю, и все смотрят на предметы. Записывать в это время нельзя. Потом ведущий закрывает и убирает поднос, а участники записывают на своих листках, что они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше предметов.
Можно научить участников (до игры или между двумя сеансами игры) эффективному методу запоминания: придумать фразу, связывающую увиденные предметы воедино. (Например: "Карандаш схватил пузырёк и понёс вместо конфеты монете, но злой ключ, скачущий на куколке, вынул жвачку, намазал на катушку и угостил календарик с часами".)

  
 
 Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК