Виктор Кротов
Литературные студии Книги Написать свою книгу
 
Отзывы
 
 
на главную
 
ппп
  Отклик - это не эхо, а душа, отвечающая душе.
 
 

Лично мне книга помогла избавиться от комплекса того, что писать постыдно. Бытовал стереотип, что писать - удел мужиков-неудачников, которые больше ни на что не способны и прикрываются духовной миссией; экзальтированных и никчемных дамочек; выживших из ума старушек; самоутверждающихся тинов; скучающих домохозяек; брошенных пенсионеров. После прочтения книги изменила своё мнение. Теперь не стесняюсь того, что пишу. Поняла, что это не только можно, но и нужно. Раньше не позволяла себе воровать на это время у детей. Теперь выделила его, и не мучаюсь угрызениями совести.

Изменился смысл деятельности. Раньше писала в стол, не собираясь ничего публиковать. Писала с тоски, потому что некому это сказать, никому это не интересно, муж не понимает, а перетирать с подругой считаю неэтичным. Теперь расчёт не на себя, а на читателя. Это всё меняет. Это уже не сплетни обиженной жены или слёзы нелюбимого ребёнка, а попытка создать литературное произведение.

Очень понравилась идея о зацепке, выраженная в вопросе: "А почему я всё это должен читать?" Теперь смотрю глазами читателя, думаю о нём, а не о своих переживаниях. Пытаюсь понять, есть ли смысл в моей писанине, что она может дать человеку. Действительно, зачем ему это читать? Что он почерпнёт? Поняла, что это должно быть интересно не только тем, кто знает меня, но и совершенно посторонним людям.

Правила прочла, но не умею писать по правилам. У меня всё льётся потоком; если это вставлять в рамки, буду уже не я. Но учла. Хотя бы поняла, что я интуитивно почти правильно пишу.

Понравились притчи и маленькие сказки. Через них больше доходит, чем через объяснения.

Вообще для человека, не имеющего никакого литературного образования (у меня высшее медицинское и второе высшее психологическое), полезно было получить понятие о жанрах, стилях и их свойствах.

Читается легко, скуку не навевает, не занудствует, а главное - оставляет автору право на свое понимание творчества. Терпеть не могу, когда мне навязывают, я же "Баба яга против"!

Понравилось утешение, что время найти можно. Пытаюсь использовать "оазисы".

Утвердилась в намерении написать всё задуманное. Раньше сомневалась. Казалось, что время упущено, не смогу восстановить свежесть тех чувств, переживаний. Теперь вижу, что смогу нырнуть туда снова и написать искренне, без чего вообще не вижу для себя возможности писать.

Спасибо автору.

Елена Смирнова

----------

Пишу то, что параллельно со мной могут написать многие. Но один из вариантов будет мой. Действительно, эта книга столкнула меня с самим собой. Конечно, я по-прежнему уверен, что каждый писать не сможет (даже копать умеют не все), но что-то делать обязан каждый, особенно что-то полезное, а таковое делать можно тогда, когда в тебе есть не только хотение и терпение.

Одна из творческих составляющих старающегося писать должно называться "умение". Мне кажется, что эта книга и направлена на то, чтобы каждый, кто "хочет", осознал это и поднял в себе своё "умение" на максимальную высоту. Если в тебе есть "искра" и ты "пчёлка" - будет мёд, и тебе другие скажут, что он сладок - трудись. Если "нет" и ты "ослик" - мёда не будет и тебе скажут: "Вози тележку, у тебя это получается" - вот и вози. Как сделать и то, и другое лучше, об этом в книге всё сказано. Рассматривать и особенно критиковать каждый раздел книги - задача не из простых, так как ясно, что опыт и квалификация автора настолько высоки, что написать вторую "Войну и мир" - почти невозможно. В каждом разделе живо, интересно, и, главное, полезно рассказано о самом насущном, необходимом на любом этапе сочинительства.

Очень нравится, что каждый раздел разложен буквально по полочкам. Даже если ты смутно представлял некоторые понятия, то почти везде приведено десяток и более разъяснений и примеров (26 способов придумывания, возможные виды эссе, сказки и её сюжетов и т.п.).

Очень доходчиво описаны свойства прозы, поэзии, рассказа и практически любого вида сочиняющегося произведения. Кажется, можно бы добавить немного наглядности в разделах поэзии (в "опорных свойствах" и в "особенностях"). Примеры всегда запоминаются гораздо быстрей, так как заостряют внимание на себе. Очень деловые подсказки-шпаргалки. Ясно, с чего начинать и куда бежать.

Остаётся только поблагодарить автора и выразить надежду, что книга будет переиздана значительно большим тиражом.

Валентин Бальзамов

----------

Читаю Вашу книгу с большим интересом и удовольствием. По-моему, замечательная книга, написанная легко и остроумно.

Но у меня есть как критические замечания, так и возражения по существу (это уже из области "споров").

Во-первых, целый ряд "лапидарных формулировок" в начале "главок" представляются мне неудачными. Например: "Литература и литературное творчество связаны парадоксальным образом". Непонятно. Или: "Душа - это поэзия духа, придавленная прозой жизни". Душа - поэзия духа? Звучит (для меня, конечно) по меньшей мере невнятно.

И самое интересное, что вы потом свою мысль разъясняете, и по поводу разъяснений у меня нет возражений, но вот эта изначальная "формулировка" только сбивает с толку. На мой взгляд её можно вообще опустить, и начать с разъяснений.

Еще пример в главке "Форточки вдохновения": "Вдохновение - это вдох творческого обновления". Для меня (тысячу раз оговариваюсь) звучит "смутно".

Дальше идёт вполне понятное объяснение и возникает новая формулировка: "Вдохновение - это творческое дыхание". Как-то более ясно, хотя и как "формулировка" - не идеально. Можно, конечно, возразить, что такие вещи не поддаются "определениям". Хорошо, но тогда и не нужно сложные и расплывчатые вещи втискивать в жёсткие рамки формулировок, при таком "втискивании" многое "отрезается", а зачастую и искажается смысл.

Теперь "по существу". У меня, как у читателя, возникло недоумение по поводу жанра. Вроде бы пафос книги явно педагогический. Причем адресат педагогических наставлений - "новичок", наивная душа, которую надо "раскрыть", научить самостоятельности, научить свободе. Что ж, прекрасные "посылки". Хотя (замечу сразу), я и не считаю, что "душу" можно чему-то научить, и уж тем более творчеству и свободе.

Но постепенно выясняется, что "адресат сообщения" вовсе не начинающие, а книга на самом деле предназначена для "профессионалов". И вообще, это скорее литературоведческая, а не педагогическая работа. Обращаясь к "начинающим", Вы как бы пишете, что не боги горшки обжигают, можно постепенно, полегоньку научиться. Настроения нет? Учитесь использовать то, что есть (сравнение с погодой очень хорошее). Времени нет? Учитесь создавать "оазисы". Не знаете о чём? Ищите темы, "на которые откликается душа", занимайтесь "охотой за мыслями и ощущениями, образами и метафорами, рифмами и созвучиями", обращайте внимание на "чудеса и тайны нашей жизни", "прикасайтесь к искусству", оно должно "возбудить тягу к творчеству" (то есть, попросту говоря, учитесь, да и не только литературе, но и, как Вы сами пишете, "музыке, живописи, скульптуре"), общайтесь с интересными людьми, играйте со словами, ищите новизну ощущений. ("Всегда ли необходимо искать новизну? Иногда она скрыта в чём-то, что совсем рядом, и остаётся только заметить её - или, точнее, открыть её для себя под скорлупой привычного". Но разве то, что "скрыто", хоть и совсем рядом, что прячется под скорлупой привычного не надо "искать"? Ого, ещё как!). Помилуйте, да это "программа", которая и многим "профессионалам" не под силу!

Дальнейшее разворачивание необходимых элементов только подтверждает, что с бухты-барахты писательству не научишься, что это (даже если вынести за скобки природные способности и склонности) - университеты!

Вот вы пишете: "чтобы с аппетитом взяться за тему, надо её разыскать, добыть, выбрать из множества". Так ли уж легко это сделать? А дневники? А литературный опыт поколений? А "навык"? Учиться и учиться…

По-моему, каждый "начинающий", прочитав Вашу книжку должен себя спросить: я выйду в открытое море, но найду ли гавань? Иными словами: сумею ли я создать нечто интересное для себя и других? Можно ли в этом деле добиться всего "наработками"? А как же талант? А не проще ли поискать у других писателей то, что меня интересует? Ведь известно, что и чтение - творчество. Сотворчество. Есть же классика, наконец, там не промахнёшься. Наши "проблемы" не вчера начались, есть вещи универсальные. Ну и т. д.

Что касается Ваших конкретных рекомендаций по тому, каким должно быть произведение, а также Ваших мыслей о литературе, то уж это всё тем более спорно, но именно это я читал с большим интересом, потому что это уже "беседа", беседа двух профессионалов. Фактически это уже "обращение к читателю", но тогда я предпочел бы вести беседу (между автором и читателем) не в таком назидательном ключе и без того, чтобы меня считали "начинающим".

Наум Вайман, Израиль

----------

Для пишущего человека очень важно донести до людей то, что волнует, особенно если понимаешь, что твои мысли и переживания могут заставить пошевелиться не одного обывателя.

С того момента как я поняла, что готова писать не только для себя, прошло не более полугода. Но вопрос: как? кто поможет? подскажет? И еще болезненнее: как найти того, кто возьмется объяснить правильность оформления мысли. Но Господь благоволит, и в моих руках уже прочитанная книга "Написать свою книгу".

Рассказать про ощущения? Да самой удивительно. Мне теперь видна дорога, по которой надо идти и самое главное понятно, как надо идти. Что делать, как, почему - "читать и узнавать, смотреть и видеть, искать и добиваться". И помогли доброжелательность и простота автора, желание не просто помочь, но и показать другие возможности и не только творческие. С самой первой страницы слышны в каждой фразе легкость, игривость, уверенность в "читателе", позволяющие поверить и свои силы, и в творчество, и в саму цель.

Яркие примеры, пространные объяснения, "шпаргалки", свободное повествование - прямо-таки раскрывают глаза. Пытаясь найти ответ на определенный интересующий вопрос, неожиданно открываешь гораздо большие возможности.

"Списки-конструкции" и следующие за тем комментарии к каждому пункту упрощают работу и с самой книгой и со своими горе-черновиками. "Шпаргалки" я считаю вообще оригинальной и неожиданной помощью "слепым котятам - писателям", не имевшим до этого никого опыта общения ни в литературной обстановке, ни со своим творчеством.

Но могу заметить, что первые три раздела книги читаются скучно, в силу, вероятно, того, что изначально подходишь к прочтению с определенным настроем: найти внятное объяснение интересующего вопроса. А здесь автор приводит "какие-то законы, принципы, уверяет, что их лучше придерживаться, хотя они не имеют никакого отношения ко мне". Но "Притча о наполненном кувшине" послужила опорой для осмысления материала и задумки писателя. Думаю, при написании книги, он руководствовался ее основной мыслью: познание безгранично. Это и помогло Виктору Гавриловичу дать понять начинающему писателю, что свет клином не сошелся только на стихах (как для меня), или только на прозе, что пробовать силы возможно в разных жанрах и направлениях, и лишь таким путем вероятней всего найти себя.

По мне, сказать, что книга понравилась - ничего не сказать. Она стала отправной точкой. В какой-то степени я получила одобрение в том, что сама считала необходимым (завела читательский дневник, разыскала лит. объединение в своем районе, хочу стать участником студии), задумалась над другими формами письма (мне по душе эссе).

Вероятно, отзыв не совсем похож на отзыв, но желание поделиться сильнее, чем дать сухую критику книге (и автору заодно). А в довершение всего выше сказанного могу добавить лишь: Большое вам спасибо, Виктор Гаврилович, за книгу!

Ольга Холодова

----------

Как и договаривались, прочитал Вашу книжку "Написать свою книгу", не ограничившись её хранением на полке.

Подчёркиваю то, хотя Вы и так знаете, что книга написана для всех, по этой причине некоторые вещи читать было скучно (например, как вводить текст в компьютер, да и вообще, зачем это делать).

На этом минусы заканчиваются и дальше идут плюсы.

НсК очень мотивирующая. Например, серьёзно завёл собрание несочинений рассказов (историй) для будущей книги. Поэтому вполне возможно, если даже злая воля нас разведёт по разным местам обитания, всё же, быть может, вы о ней однажды услышите. Да и структура прорисовывается уже у неё.

Вот.

Очень здорово смотрятся афоризмы, теперь думаю "куда, вообще, без них".

Книга потрясающая, многим рекомендовал присмотреться к ней. Даже мой приятель Сергей, который её сверстал, нахваливал и её, и Вас (как автора и "широкого" специалиста).

Хочу начать редактировать, буду пытаться и усердно стараться, к чему Вы и призывали ещё год назад. Знаю, конечно, что призываете всех, включая и тех у кого совсем мало шансов. Но, всё же, "а вдруг начнёт"!

Вот я и хочу начать. Это и не сочинённой книге поможет.

Рустам Трохов

----------

Пока я только на 94 странице, но, конечно же, уже успела понять что и как. А именно: эта книга из тех, которые должны стать настольными - ну, по крайней мере, на определённом этапе или промежутке времени. Поэтому начну с обложки.

Во-первых, фраза "То, чего никто за тебя не сделает" мне кажется наиглавнейшей, т.е. это и есть настоящее название книги, поэтому я бы написал её крупными буквами. И, увидев в магазине, не прошла бы мимо.

Само издание очень непрактично для настольной книги. Невозможно оставить книгу открытой, она тут же закрывается. Значит, скоро порвётся, так как переплёт придётся заломать и листы со временем будут выпадать. Оформление мне тоже не особо по вкусу. Во всех остальных книгах серии есть картинки, чем же эта хуже?

Сама же книга мне очень нравиться. Жаль, что не было у меня такой лет 20 назад. Это было школьное время. Я увлекалась стихами, моя подруга пародиями, и мы смешили свой класс. К сожалению дальше этого не пошло. Попадись мне книга 10 лет назад, когда я маялась над чистым листком, не зная что писать, а писать хотелось, причём чтоб непременно гениально. Но не выходило даже просто талантливо, и всё литературное творчество откладывалось до лучших времён. Теперь у меня есть эта книга, а вместе с ней свобода для творчества, и свобода эта никак не связана с гением и талантом.

Хочешь писать - пиши. Не получается роман, пиши рассказ, не рассказ, так эссе. Если и эссе для тебя многовато (хотя выясняется, что эссе может быть написано несколькими строчками) - пиши афоризмы.

Я была на литературной студии 60 раз, но, как видно, пропустила мимо ушей половину.

Даже дело не в этом. Конечно, общение с пишущими людьми очень вдохновляет (тем более что мои коллеги там - дети), но книга это незаменимый помощник. Прочитав 94 страницы, я поняла, что недооценивала жанр эссе. Надо будет обязательно попробовать эссе-медитацию. Да и другие виды. Их оказалось аж 12 штук. Вот так.

Афоризмы я сочинять не люблю. Правда, прихожу к выводу, что работа эта полезная. Тем более что в книге прописаны 26 рецептов, как их писать. Только глупец не воспользуется.

Вот про сказку написано недостаточно.

Татьяна Магомедова

   
 
 Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК