Виктор Кротов
Литературные студии Книги Домашний автор
 
Из книги
 
 
на главную
 
 

ДРУЖБА СО СЛОВОМ

Все мы понимаем, что ребёнку нужно научиться говорить. А потом научиться читать. А потом писать. Но одновременно с овладением этими навыками может происходить ещё что-то очень важное.


Овладение речью
Что значит "уметь говорить"?

"Речь - убранство души"
(Сенека, древнеримский философ I века)

Помните, как малыш начинал говорить? Какой необычный вкус находил он в каждом слове, в каждом звуке. Какими удивительными, необычными были его первые слова и фразы. Тогда и началась его дружба со словом.

Эта дружба может дать ему очень многое. И от нас тоже зависит, чтобы она крепла и углублялась, приносила свои удивительные плоды. Способность говорить, выражать свои переживания и мысли словами, - это удивительное явление. Речь делает человека человеком. Свободная речь, устная и письменная, позволяет ему стать самим собой.

Уметь выразить свои переживания, размышления, фантазии - значит уметь осваивать свой внутренний мир. Да и внешний мир тоже. Лексическое богатство даёт способность осознавать такие оттенки жизни, которые недоступны тому, чей словарный багаж невелик.

Мы овладеваем речью с детства, и хотя этот процесс длится всю жизнь, многое зависит от того, является ли для нас речь лишь социальной необходимостью или доставляет нам радость миропознания. Как это сложится у нашего ребёнка, во многом зависит от нас.


Замечательство
Известна ли нам эта наука?

Внимательность - это пытливое впитывание смысла.

Научившись говорить, малыш начинает учиться сочинять. Сочинять - не только в смысле выдумывать (хотя и это совсем не плохо). Учится рассказывать о том и о сём, об увиденном и пережитом. А наше дело - учиться замечать его растущее вместе с ним умение. Замечать, приветствовать, одобрять и поощрять.

Сочинительство в широком смысле слова - вовсе не исключительное явление, как может показаться. "Слагать сказания" о своей жизни вполне естественно для говорящего человека. Если мы будем достаточно внимательны, мы услышим в речи ребёнка не просто бормотание о чём попало, а попытки обговорить, перенести в "сказание" те жизненные обстоятельства, которые его волнуют. И многое будет решать наше отношение к этому стихийному сочинительству, наше искусство "замечательства".

Замечательство - это не очень простое искусство. Оно состоит прежде всего в сочетании ненавязчивого внимания с заинтересованной поддержкой. Оно должно быть дружелюбным и ободряющим. Может быть, это не менее достойное искусство, чем само сочинительство.


Наша поддержка
Что мы можем?

"Помощь - это твоё ясное видение Вечности в человеке"
(Конкордия Антарова, певица и писатель XX века)


Наше дело - помогать ребёнку.

Помогать, поощряя его попытки творчества.

Помогать, записывая то, что он нам рассказывает.

Помогать, сочиняя вместе с ним.

Помогать, рассказывая собственные истории, придуманные или непридуманные.

Помогать, играя в словесные и литературные игры.

Помогать, выпуская домашнюю газету или необычные семейные книжки.

Помогать, читая вместе вслух.

Помогать, разыскивая для чтения замечательные книги.

Помогать, вместе ведя дневнички разного рода.


А теперь посмотрим: всё ли есть у нас под рукой, чтобы помогать ребёнку в дружбе со словом?

Оказывается, основное наше "оборудование" - это бумага да ручка (ну, может быть, ещё пара фломастеров для оформления). Но самое главное - внимание к ребёнку, желание приучить его к словесному общению, к словесному творчеству, к знакомству с миром через слово.


Чудо сохранения
Не пойти ли в летописцы?

Сохранение - это уважение вечного в преходящем.

Удивительнейшее явление - возможность записать сказанное. Это возможность сохранить не только информацию, но и наши эмоции, сегодняшнее восприятие жизни. Мы можем сохранить не только наше собственное восприятие, но восприятие нашего ребёнка. Например, его начальное словотворчество, ведь у каждого оно протекает по-своему. Записанный нами словарик особых слов малыша навсегда сохранит аромат этих первых шагов по миру речи. Записанные смешные (а значит парадоксальные! это даже не каждому писателю удаётся) изречения, реакции на житейские ситуации - станут первыми проявлениями его словесного творчества, которые мы перевели из устной формы в письменную.

Сохранение памяти. Сохранение творчества. Пока малыш находится в самом начале жизни, приучим себя записывать его творческие искорки. По мере того, как он будет взрослеть, наша работа станет разнообразнее. Внимание должно быть тоньше, записывание тактичнее, результаты насыщеннее и интереснее.


Углубление понимания
Помогает ли слово мысли?

"Понимание - отражённый свет творчества"
(Вилье де Лиль-Адан, французский писатель XIX века)

Главный результат овладения словом, наверное, в том, что ребёнок лучше понимает себя, лучше может выразить своё внутреннее состояние, а значит и нам даёт возможность лучше понимать происходящее с ним.

Заметим, что у сочинительства есть и следующая ступень: возможность понимания другого. Кто-то с этой ступени шагает в писательскую деятельность, кому-то это просто помогает в жизни. Нам, родителям, это может помочь в деятельности родительской. Ведь для того, чтобы увидеть линию развития, нам мало обыденной памяти. Записи обозначают траекторию движения души. Перечитывая их, мы можем увидеть то, что кажется незаметным с точки зрения сегодняшнего дня.

Тема эта шире детского словесного творчества. Здесь можно задуматься и о нашем родительском дневнике, и о многих других вещах. И - записать свои размышления: чтобы о них уже не забывать.


Полезные действия:

Постараемся по-новому взглянуть на то, как ребёнок овладевает речью. Почитаем книги об этом. Например, "От двух до пяти" Корнея Чуковского, "Наши зимы и лета, вёсны и осени" Марии Романушко, "Перед школой" Феликса Льва. Много интересного можно найти и в других книгах.

Поищем свои методы "замечательства". Как реагировать на детские эксперименты с языком. Как вести записи. Как побудить ребёнка к рассказыванию, к придумыванию.

Будем пробовать разные виды помощи в освоении речи. Выберем те, которые больше всего подходят к нашей жизни. А через какое-то время снова попробуем то, что не удалось сразу.

Приучим себя к записыванию, к сохранению записей о ребёнке, к приведению их в порядок. Каждый наш день с ребёнком неповторим. Мы можем что-то сохранить вот от этого, именно от этого дня - или утратить.

Говорить на разные темы с детьми просто необходимо, причём не только говорить-рассказывать, но расспрашивать, располагать самого ребёнка к обговариванию тех вещей, которые его волнуют: в прямой или в иносказательной форме.


ЗАСТОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

Позвольте усомниться в известной премудрости: "Когда я ем, я глух и нем". Кто и когда придумал эту оглушающую и оглупляющую поговорку? Неужели мы и вправду будем внушать это палочное правило малышу - вместо того, чтобы жить с ним за едой замечательной общей жизнью?..


Певучий чайник (застольная сказка)

Когда этот чайник закипал, он пел разные песни. А у тех, кто ему подпевал, голоса становились удивительно музыкальными. Иногда на чаепитие даже приходили заслушавшиеся прохожие. Пришлось вокруг дома построить концертный зал. Ведь чайник пел только в этом доме.


Что такое "конвивиум"
Молчать или общаться?

"Стол - это фундамент для пиров и творческих фантазий"
(Владимир Горчаков, современный автор)

"Конвивиум" - так древние римляне называли трапезу. Смысл этого слова: общая жизнь, жизнь вместе. Общее удовольствие от еды, общая беседа, общая радость. Общение!..

Если взрослому, который садится за стол с друзьями, сказать, погрозив пальцем: "Помни: когда я ем, я глух и нем!" - он удивится или рассмеётся. Взрослым естественно общаться за едой и в наше время. Почему же нас совершенно не удивляет строгое: "Помолчи за столом!", "Не приставай!" - если это обращено к ребёнку? За что такая несправедливость? Неужели просто на всякий случай (вдруг поперхнётся)? Тогда почему бы не водить ребёнка на поводке (вдруг споткнётся)?..

На самом деле для нас с ребёнком время еды тоже может стать "конвивиумом", приятным и полезным временем общей жизни. Если... Если не поленимся, если будем расположены к этому. Если общение за едой будем всем нам в радость.


Дополнительное меню
Чем запастись к столу?

Еда - это превращение продовольствия в удовольствие.

Основному застольному меню мы привыкли уделять большое внимание. Сколько выходит всевозможных кулинарных книг! С каким аппетитом мы делимся друг с другом заветными рецептами!

Для ребёнка, как бы мы ни заботились о его питании, нам необходимо дополнительное меню. О чём мы заведём сегодня разговор? Чем ответим на просьбу "расскажи что-нибудь"? Хорошо, если кто-то из нас чувствует себя мастером экспромта. А если нет? Тогда будем овладевать мастерством предусмотрительности.

Ведь если мы заранее об этом подумаем, окажется, что есть много замечательных тем для общения.

Ну вот, например, некоторые рецепты:

- О том, как мама или папа, бабушка или дедушка были маленькими. Можно выбрать эпизод нужного размера и подходящего к сегодняшней жизни содержания. Повторять эти рассказы только на пользу. Ведь омлет или сырники мы тоже готовим не один раз. Невозможно переоценить калорийность этих рассказов для семейной жизни.

- О том, что произошло у нас, взрослых, вчера или сегодня. Это очень аппетитно: послушать о взрослой жизни, пусть даже ты не всё ещё понимаешь.

- Пересказы прочитанных историй, сказок, стишков. Такое питание, готовое к употреблению, найти нетрудно. А если разогреть его своим отношением к событиям и героям, если приправить это улыбкой и даже деталями нашей собственной жизни... Пальчики оближешь!

- И, наконец, фантазии. Поначалу, может быть, наши собственные. Потом - наши с ребёнком. Они совсем не так сложны в приготовлении, как это кажется. Было бы у нас желание, а уж малыш и поддержит, и поможет. Ну вот, например, как было с червячком Игнатием...


Червячок Игнатий (застольная сказка)

Когда червячок Игнатий уставал рыхлить землю, он читал книжки. Когда уставал читать, выползал подышать свежим воздухом и поразмышлять о жизни. А те, кто больше любил поболтать, чем думать, приходили к нему пить чай. И разговоры за чаем у червячка Игнатия были самой замечательной болтовнёй на свете.


Сериал про червячка Игнатия
Портит ли червяк аппетит?

"Сюжет - это способ пересматривания жизни".
Виктор Шкловский (писатель и литературовед XX века)

Червячок Игнатий возник как один из случайных персонажей наших застольных историй. Помню, как я даже поколебался, стоит ли во время еды говорить о червяке. Но неприхотливая история о том, как он рыл очень длинную норку (коллегам-родителям могу признаться: длина норки в точности соответствовала длительности обеда) прошла благополучно.

На следующий раз мне не понадобилось придумывать, про кого бы рассказать. "Про червячка Игнатия!" - пожелание было настойчивым и непреклонным. И повторялось ещё много-много раз.

Пришлось заставить червячка Игнатия трудиться вовсю. Он усмирял пьяницу (нашего соседа снизу), бросавшего пустые бутылки с балкона, предотвращал лесной пожар, устраивал музей в стеклянной банке, рыл артезианскую скважину. Он учил английский язык, дружил со всеми насекомыми и другими существами, которые попадались нам на прогулке. Пришлось даже отрастить ему крылышки, чтобы расширить его возможности.

Если я не спешил с началом рассказа, дочка уже вполне усвоила "запев" к этим историям: "Однажды червячок Игнатий, нарыхлившись земли и начитавшись книжек, вылез из своей норки продышаться. И вдруг..." Дальше, правда, наступала всё-таки моя очередь (дочка демонстративно принималась за еду, что нас, родителей, вполне устраивало). Но мало ли что случается вокруг каждый день! Почему бы не пересказать какое-то из мелких событий с точки зрения нашего червячка? А потом сюжетных подсказок со стороны стало всё больше...


Другие сериалы
Чем занимается девочка А?

"Фантазия - импровизация на темы реальности"
(Геннадий Малкин, современный афорист)

Были у нас и другие герои сериалов. В раннем возрасте это были Зайчик и Ёлочка, которые верно дружили, несмотря на различия между биологической природой Зайчика и ботанической природой Ёлочки.

Одно время действовал энергичный Молоток Ток-Ток. Он был простым и решительным парнем, готовым и к дружбе - и к бою, если нападали на его друзей. Он командовал гвоздями, но и приходил к ним на выручку в сложных ситуациях.

Девочка А совершала у нас необычные (и ненавязчиво познавательные) путешествия по Земле и по космосу. Эта героиня, кстати, быстро перешла от папы к маме, и именно с помощью маминой фантазии совершала тайные чудеса застольной педагогики.

Иногда появлялись герои, поддерживать которых мне оказывалось не под силу. Такой оказалась Белая Мышь В Белом Халате, которая от экспериментальных таблеток стала ростом с человека и ужасно умной. Она стала работать исследователем в том же институте, где её вырастили, а на досуге помогала милиции разгадывать загадочные детективные истории (в которых, разумеется, не было ни убийств, ни прочих ужасов). Когда я перебрал несколько миролюбивых сюжетов, запомнившихся мне из Эдгара Алана По и Артура Конана Дойла, наша Ксюша вошла во вкус и стала заказывать Белую Мышь снова и снова. Но разрабатывать экспромтом НОВЫЕ сюжеты оказалось не так-то просто.

На выручку пришёл Бам-Бум, пещерный человек, который попал в наше время. Он обладал громадной силой и пещерной наивностью. И автомобиль, который он мог запросто затащить на крышу дома, вызывал полный восторг и вместе с тем - прилив аппетита.

Но всё это лишь примеры. Можно хоть каждый день придумывать нового героя. Если он окажется ребёнку по вкусу, он сам заставит нас продолжать сериал. Будем радоваться, что нам удалось получить такое одобрение, и стараться его оправдать.


Развлечение, обучение, воспитание
Что усваивается, кроме пищи?

"Герой - тот, кто велик в малом"
(Елена Рёрих, писатель XX века)

Когда мы выбираем, чем накормить ребёнка, мы следим, чтобы было и вкусно и полезно. Мы даже начинаем разбираться в витаминах и микроэлементах, в различных кулинарных премудростях. С дополнительным, "рассказывательным" меню всё точно так же, только возможностей у нас здесь гораздо больше.

Мы постараемся, чтобы ребёнку было интересно нас слушать (но чтобы при этом он не забывал про еду). Постараемся, чтобы он участвовал в общении. В умеренной степени это питанию не повредит, а неумеренность вредна всюду, не только за столом. А главное - постараемся добавить к нашему общению необходимые витамины.

Маленькому человечку можно рассказать за обедом про букву "А", а за ужином про букву "Б". Через две-три недели перед ним пройдёт весь алфавит. А если закреплять эти рассказики за игрой, мы одолеем азбуку без всяких специальных уроков.

Человечку побольше можно рассказать историю, из которой он незаметно узнает, как устроен холодильник или газовая плита. Можно рассказать про Геракла или Одиссея. Можно рассказать про Петра Первого или про мать Терезу.

Любая сказка или история может иметь отношение к текущим проблемам развития. Не обязательно выводить мораль (даже лучше этого не делать). Вполне достаточно показать силу слабенького червячка Игнатия, стремление Бам-Бума овладеть премудростями современной жизни или ум Белой Мыши, делающий её человеком.

Ведь сказка - это полигон, на котором мы можем примерить к себе любые свойства в таком ярком виде, чтобы понять их значение. Сказочные витамины и микроэлементы нужны ребёнку не меньше, чем то, о чём нам не устают твердить диетологи. Застольное питание может оказаться таким же важным, как и настольное.


Путешествие в миску с кашей (застольная сказка)

Сидел мальчик за кашей. Надо было её съесть. Но он больше любил путешествовать, чем есть. И отправился он в самую глубь каши. Там жили КАШНЫЕ СИЛЫ. Накинулись они на него, еле отбился. Выбрался обратно и доел кашу. Теперь КАШНЫЕ СИЛЫ стали его силами и помогали ему, как могли.


К застольным открытиям
Куда отправимся с ложкой в руке?

"Путешествия - перемещения восприятия"
(Геннадий Малкин)

Еда - это не просто соединение пользы с удовольствием. Это даже умножение удовольствия и пользы, если мы готовы к общению.

Материала для такого общения - бескрайнее море. Можно черпать его из детских и взрослых книг, из текущей жизни, из собственной памяти, из фантазии. Можно сделать героем застольных историй Незнайку, или любимую игрушку (как её зовут?), или, например, Унудука (кто такой Унудук и каковы его свойства, пожалуйста, придумайте сами).

Если мы захотим превратить еду в "конвивиум", каждый раз, садясь за стол, мы будем предпринимать небольшое, но неожиданное путешествие. Общее путешествие, в котором нас - и ребёнка и взрослого - ждут удивительные открытия.

Так что вперёд!

Только не забудьте запастись едой в дорогу.


Полезные действия:

Сделаем слова "жизнь вместе" девизом для времени, которое мы проводим с ребёнком за столом. Это сложнее немой дисциплины, но куда интереснее.

Уделим какое-то время до еды продумыванию нашего рассказывательного арсенала. А конкретный выбор из этого арсенала пусть будет делом ребёнка или нашим экспромтом.

Заведём своего персонажа, свой застольный "сериал". Может быть, он будет у нас не один. Это ещё лучше, если есть возможность варьировать.

Попробуем так выбирать тему для рассказывания, чтобы вплести в неё мотивы, особенно полезные для нашего ребёнка.

Поможем маленькому слушателю максимально участвовать в застольных историях: выбором тем, вопросами, своей дополняющей фантазией, - в общем, своим отношением к ситуации.


ВЫПУСКАЕМ ДОМАШНЮЮ ГАЗЕТУ

Да-да, любой семье по силам выпускать домашнюю газету. Во всяком случае, стоит попробовать. Во-первых, это интересно. Во-вторых, это полезно для ребёнка. В-третьих - и для всей семьи в целом.


Тяф

Пёсик Тяф любил мыть посуду. Мыл и мыл. Всё ему было мало. Собаки во дворе смеялись: "Пёс посуду моет". Но когда про Тяфа написали в газете, все они сказали: "Вот это да!" И подарили Тяфу красивый фартук.


Проще, чем кажется
Как стать издателем газеты?

Семья - уменьшенная копия мира, являющаяся его прообразом.

Вы когда-нибудь выпускали газету? Если нет - попробуйте, не откладывая.

А если да, то вы поймёте моё желание рассказать об этом.

В нашей семье выпускать домашнюю газету - давняя традиция. Первые такие газеты я помню с малышового возраста. А последние успешно продолжают выходить и сейчас. Когда научится читать внучка, это будет уже четвёртое семейно-газетное поколение.

Вся прелесть в том, что выпустить домашнюю газету фантастически просто!

Возьмём листок бумаги и фломастер. Напишем большими печатными буквами название. Например, "СЕМЕЙНЫЕ НОВОСТИ". Но вы наверняка сможете придумать другое название, совсем своё.

А дальше пишем первую статью:


"Ку-ку! Мама и папа любят своего малыша. Это очень важно. Поэтому мы сообщаем об этом в нашу газету".


Всё. Первый номер газеты вышел в свет! Не забудем только поставить где-нибудь дату. Ведь с этого дня в семье настала новая эпоха.

Но ведь, наверное, можно ещё и нарисовать что-нибудь? Может быть, написать в номер ещё одну важную статью? Или даже не одну? А что если наклеить в газету две-три свежих фотографии?..

Отлично. Если вам в голову стали приходить такие вопросы, то всё в порядке. Вы уже профессиональный домашний газетчик.


Самый важный печатный орган
Как увековечить день и час?

"Газеты - это современная история"
(Альберт Швейцер, немецкий музыкант, врач и философ XX века)

Какие только газеты ни выходили в нашей семье!

"Семейная карга" - это означало "Семейная КАРманная ГАзета". Каждый её номер был вчетверо меньше писчего листа, и в карман она влезала запросто. Изготавливали её из половинок писчей бумаги, сложенных пополам и скреплённых двумя стежками обычной нитки (степлеров тогда в нашем обиходе ещё не было). А уж потом принимались заполнять.

Удивительно: даже самое обычное событие, записанное в газету, приобретает особую значительность.


"Витя первый раз сам отвёл своего брата Лёню в детский сад".


Вряд ли министр иностранных дел способен испытать такой восторг, прочитав сообщение о своём первом зарубежном визите.


"Саша сегодня первый раз ходил на каток". Газета увековечила этот поход на каток. Он вошёл в семейную историю!

Вот что такое домашняя газета: это самый важный печатный орган в нашей семейной жизни.


"Сегодня, такого-то числа такого-то года, первый раз выпал снег" .

Снег выпал, а через день стаял (об этом тоже можно сообщить в газету). Но в нашей домашней газете он выпал навсегда. И когда молодой папа - или пожилой дедушка - покажет этот номер газеты своей первой дочке - или третьему внуку, - он подсчитает и скажет:

- А ведь мне было всего пять лет...

Он, наверное, вздохнёт, но в этот момент ему снова будет пять лет - и он снова выбежит во двор попробовать, можно ли вылепить что-нибудь из этого робкого первого снежка.

Вот что такое домашняя газета: это машина времени.


Дневник надежд и событий
Сколько газет нужно одной семье?

"Азарт - увлечение увлечением" (Александр Круглов, современный философ)

Большинство наших домашних газет не требовало сложных полиграфических усилий. Обычно они выходили просто на листе писчей бумаги.

Выходил деревенский "Бальманах" (выпускала его БАбушка, а деревня звалась БАвыкино, потому и БАльманах). Бабушка писала на листке сообщения о деревенских делах и развлечениях - когда прозой, когда простенькими стишками - и вывешивала листок каждый вечер на веранде. Успех у читателей был стопроцентный. И какой великой честью было, когда бабушка доверяла внуку или внучке написать в "Бальманахе" своё сообщение или даже самому сделать очередной выпуск. А когда появлялся новый листок, бабушка снимала старый и клала в папку. Так складывался - на долгую память - альманах событий очередного лета.

Не стоит сразу во что бы то ни стало вовлекать в издание газеты ребёнка. Пусть это произойдёт само. Может быть, в виде участия. А может быть, он захочет выпускать свою газету. И пусть! Газетный азарт заразителен. Но даже если ребёнок останется просто читателем, это тоже совсем неплохо.

Одно время в нашей семье был неимоверный бум газетного дела. Выходили десятки газет. Первой из них стала газета Антона, который не зря нагляделся в Бавыкино на "Семейную каргу", "Бальманах" и другие издания. Он назвал свою газету "Иногдашние новости". К ней стали присоединяться его многочисленные новые издания (например, "Рекорды", где отмечались разные внутрисемейные и внутридворовые достижения), а также газеты всех, кого он заразил этим делом. Анюта выпускала газету "Кленовости". Саша, увлекавшийся геологией, - "Минералогическую газету". Мы с женой откликнулись на "Иногдашние новости" газетой "Новые иногдашности". Дети устраивали конкурсы газет, и мы тоже прыгали от радости, если оказывались среди победителей.

Все эти газеты давно стали семейными реликвиями. Но, между прочим, "Новые иногдашности" выходят до сих пор. Каждый раз под Новый год жена задаёт каждому из нас традиционные вопросы: "Чем тебе запомнился прошедший год? Чего ты ждёшь от наступающего года?" Напечатанные на листке ответы и составляют теперешний ежегодный выпуск нашей родительской газеты.

Вот что такое домашняя газета: это дневник надежд и событий нашей жизни.


Месторождение навыков
Кто кого научит?

"Газета - это советник, за которым не нужно идти, который является сам
и ежедневно вкратце сообщает вам об общем деле, не отрывая вас от частных дел"
(Алексис де Токвиль, французский историк и социолог XIX века)

Домашняя газета становится игрой, в которую всегда играют все, потому что хотя бы роль читателя остаётся за любым членом семьи.

Но для ребёнка домашняя газета может стать и месторождением навыков. Ведь чтобы читать газеты, нужно уметь складывать буквы в слово и слова в предложение. А ещё газету нужно написать или напечатать. Нужно что-то нарисовать, или разукрасить, или вклеить.

Через газету малыш может научить читателей (прежде всего родителей) тому, что только что узнал сам. Любой психолог скажет вам, какой это замечательный способ закрепления.

Наконец, разнообразие предметов, затронутых в газете и ожидающих отклика читателей, зависит от всей семьи.

В газете может принять участие не только ваш ребёнок, но и его друзья. Это ещё один полезный разворот событий. Полезный и для общения, и для развития "газетного дела".

Вот что такое домашняя газета: это тренировка всего.


Арена, где всегда весело
Что показывают на бумажном манеже?

Новости - это пузыри современности.

Газету не обязательно выпускать регулярно. Её можно выпускать иногда. Можно даже выпустить особую газету, рассчитанную ровно на один раз: к тому или другому случаю, к особой семейной дате, к праздничному событию.

Вот Ксюше исполнилось шесть лет. К ней собрались гости: ровесники и взрослые. Возьмём лист бумаги и напишем заголовок праздничной газеты:


"Ксюше - шесть лет!"


А потом не поленимся подойти с этим листом и с несколькими фломастерами к одному гостю, к другому, к третьему... Один нарисует смешной рисуночек. Другой напишет двустишие, в котором рифмуется "поздравляю" и "желаю". Третий оставит в газете отпечаток своего пальца или забавную наклейку. Не забудут, наверное, внести свою лепту и мама с папой.

Вот и всё. Выпущена ещё одна газета. С каждым годом она будет становиться всё замечательнее. Ни за какие деньги не купишь нигде такой особенный подарок.

Если же давно не было подходящего праздника - придумаем любой повод, выпустим по этому поводу газету, и праздничное настроение в семье обеспечено.

Вот что такое домашняя газета: это бумажная арена, на которой всегда весело.

Ну что, приступаем?..


Полезные действия:

Главное - попробовать. Вместо того, чтобы долго обдумывать "за" и "против", возьмём, да и сделаем самую первую газету. Такую, чтобы интересно ребёнку. Тогда будет интересно всем.

Ни к чему подражать "внешним" газетам. Будем проявлять внимание к внутрисемейной жизни, утверждая достоинство и ценность нашей газеты именно в этом.

Чтобы понять возможности семейной журналистики, попробуем разные варианты газеты. Посмотри, какой из них будет пользоваться наибольшим успехом.

Введём в нашей газете особенно полезные рубрики: те, которые помогут ребёнку развивать всяческие навыки обдумывания, общения, сочинительства.

Будем стремиться, чтобы газета была весёлой. Не только с нашей точки зрения, но и для ребёнка. В этом залог её семейного успеха.


ИЩЕМ ЛУЧШИЕ КНИГИ

Надо ли говорить о пользе чтения? Особенно для того, кто сам склонен к сочинительству. Ребёнку необходимо читать - самому или вместе с родителями (о семейном чтении мы уже говорили). Остаётся подумать о том, что же читать в первую очередь.

Великолепная развалюха

Ржавела во дворе автомашина. Чтобы не пропадать зря, стала она по ночам развозить сны. Мотор у неё не работал и тишину не нарушал. Сны в благодарность осыпали её волшебными блёстками. Не всем эти блёстки были видны. Но один сказочник разглядел её красоту и воскликнул: "Какая великолепная развалюха!" И забрал её к себе в сказку.


Сказки и сказочники
С кем ещё не знаком ребёнок?

"Сказочник - министр внешних отношений с взрослостью"
(Гннадий Малкин)

В каждом народе существует своё море народных сказок. Многие из них, вроде "Колобка" или "Репки", так и остаются без автора. Но некоторые приобретают наиболее выразительный облик, когда их со вкусом перескажет настоящий писатель.

Сказки Александра Пушкина, Шарля Перро, Вильгельма Гауфа, братьев Гримм (Якоба и Вильгельма), "Конёк-горбунок" Петра Ершова, "Уральские сказы" Павла Бажова сохранили в себе народные мотивы, но стали вместе с тем прекрасными литературными произведениями, доставляющими радость многим поколениям читателей. Это не означает, конечно, что нужно читать все эти сказки подряд. Не побоимся выбрать из них в первую очередь те, которые нравятся нам самим, - чтобы с непритворным удовольствием предложить их ребёнку.

Можно познакомить ребёнка и с эпосами различных народов, с античной или древневосточной мифологией. Но не стоит, например, начинать знакомство с древнегреческими мифами с чтения самого Гомера. Лучше взять книгу Николая Куна "Легенды и мифы Древней Греции" или какую-нибудь другую книгу пересказов, подходящую вашему ребёнку по стилю и объёму.

Многие замечательные литературные сказки и их авторов стоит запомнить персонально. Сергей Аксаков "Аленький цветочек". Джеймс Барри "Питер Пэн". Кир Булычёв "Приключения Алисы". Александр Волков "Волшебник Изумрудного города" и другие повести. Эрнст Теодор Амадей Гофман "Щелкунчик". Кеннет Грэм "Ветер в ивах". Виталий Губарев "Королевство кривых зеркал". Феликс Зальтен "Бэмби". Редьярд Киплинг "Просто сказки", "Маугли". Януш Корчак "Король Матиуш I". Льюис Кэрролл "Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Сельма Лагерлёф "Путешествие Нильса". Лазарь Лагин "Старик Хоттабыч". Ян Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". Алан Милн "Винни Пух и все-все-все". Андрей Некрасов "Приключения капитана Врунгеля". Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей". Владимир Одоевский "Городок в табакерке". Юрий Олеша "Три толстяка". Рудольф Распэ "Барон Мюнхгаузен". Джанни Родари "Чипполино" и "Путешествие Голубой Стрелы". Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера" (поначалу стоит найти специальную обработку для детей). Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Джон Толкиен "Хоббит". Алексей Толстой "Золотой ключик". Памела Трэверс "Мэри Поппинс". Оскар Уайльд "Звёздный мальчик" и "Счастливый принц". Эдуард Успенский "Крокодил Гена" и "Дядя Фёдор, кот и пёс". Энн Хогарт "Мафин и его весёлые друзья". Корней Чуковский "Доктор Айболит". Ян Экхольм "Тутта Карлсон". Микаэл Энде "Бесконечная книга", "Момо". Туве Янсон "Мумми Тролли".

Список можно расширять и расширять. Хороший библиотекарь наверняка поможет нам в этом, а ещё можно заглянуть и в интернет.

Отдельно хочется сказать о двух великих сказочниках. Одного из них представлять не надо. Это Ганс Христиан Андерсен, соединивший в своих сказках и народные мотивы, и поэтическое отношение к миру, и юмор, и стремление к духовной высоте. Второй - это Клайв Стейплз Льюис, написавший семь сказок под названием "Хроники Нарнии". Он пока ещё не так известен у нас, как хотелось бы, поэтому очень советую: ищите и читайте всей семьёй сказки Льюиса. Помимо удовольствия от увлекательных приключений, они дадут вам замечательный материал для размышлений о жизни.

Отвлекаясь от рекомендательного списка детской сказочной классики, хочу добавить, что и мне было бы очень приятно встретиться с вашим ребёнком на страницах своих книг. Это сказки про червячка Игнатия, сказочные повести "Волшебный возок", "За бродячим подсолнухом", другие книги с большими и маленькими сказками.


Рассказы и рассказчики
Что даёт ребёнку проза?

"Рассказ - это личность, втиснутая в несколько страниц, вобравших в себя целую жизнь человека" (Бернард Маламуд, американский писатель XX века)

Грань между сказкой и рассказом для детей довольно условна. Может быть, она и вовсе не нужна. Но всё же хочется отдельно сказать о тех произведениях, которые больше опираются на действительность, чем на фантазию, и этим по-своему полезны ребёнку. Ведь он поначалу черпает представления о жизни больше из книг, чем из собственного опыта. Тем ценнее рассказы о реальной жизни.

Виталий Бианки "Лесная газета", "Синичкин календарь". Аркадий Гайдар "Чук и Гек", "Голубая чашка". Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". О'Генри "Вождь краснокожих". Дмитрий Григорович "Гуттаперчевый мальчик". Джералд Даррелл "Моя семья и другие звери". Виктор Драгунский "Денискины рассказы". Фазиль Искандер "Дерево Детства". Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания". Владимир Короленко "Слепой музыкант", "Дети подземелья". Александр Куприн "Белый пудель", "Слон". Марк Твен "Том Сойер", "Принц и нищий". Николай Носов "Витя Малеев в школе и дома". Джеймс Олдридж "Последний дюйм". Анатолий Рыбаков "Каникулы Кроша". Алексей Свирский "Рыжик". Эрнест Сетон-Томпсон, рассказы о животных. Гавриил Троепольский "Белый Бим, Чёрное Ухо". Антон Чехов "Каштанка".


Поэзия и поэты
Сможем ли просмаковать стихи?

"Поэзия - это то, чем люди живут и чего они хотят, но не знают, не ведают,
и что надо им показать, как слепым"
(Михаил Пришвин, писатель XX века)

Ни в коем случае нельзя забывать про стихи. Детству нужны ритм, рифма, музыка слова, словесная игра. Сколько есть детских поэтов, в том числе и чудесно переведённых!

Вот лишь небольшая часть имён, на которые нужно обратить внимание:

Агния Барто, Валентин Берестов, Олег Григорьев, Борис Заходер, Редьярд Киплинг, Григорий Кружков, Вадим Левин, Эдвард Лир, Самуил Маршак, Алан Милн, Сергей Михалков, Юнна Мориц, Эмма Мошковская, Владимир Орлов, Григорий Остер, Джанни Родари, Мария Романушко, Генрих Сапгир, Роман Сеф, Тим Собакин, Ирина Токмакова, Юлиан Тувим, Эдуард Успенский, Даниил Хармс, Корней Чуковский, Михаил Яснов.

На самом деле их намного больше. И у многих вроде бы "чисто взрослых" поэтов есть замечательные детские стихи.

Но если оставить ребёнка наедине с книжкой стихов, он может быстро заскучать. Другое дело - если мы с аппетитом прочитаем ему что-то небольшое, яркое, увлекательное ,чтобы и у него возбудить аппетит к поэтическому слову. Тогда он многое оценит, и хорошее стихотворение станет для него таким же удовольствием, как хорошая сказка или рассказ.


Чтение на вырост
Что открываешь, открывая книгу?

"Приключения - нарушение обычного"
(Виктор Шкловский)

А впереди нас ждут новые волны увлекательного чтения.

Возможно, мальчику будут ближе такие книги, как "Республика Шкид" Григория Белых и Алексея Пантелеева, "Два капитана" Вениамина Каверин, "Принц и нищий" и "Том Сойер" Марк Твена, "Последний дюйм" Джеймса Олдриджа, "Кортик" Анатолия Рыбакова, "Остров сокровищ" Роберта Стивенсона, "Наследник из Калькутты" Роберта Штильмарка.

Возможно, девочку больше взволнуют "Таинственный сад" Фрэнсис Бернетт, "Полианна" Элионор Портер, "Леди Джен" Сесилии Джемисон или "Серебрянные коньки" Мэри Додж. Хотя кто знает, может случиться и наоборот.

А есть ещё "Человек-амфибия" Александра Беляева, "Таинственный остров" и "Дети капитана Гранта" Жюля Верна, "Робинзон Крузо" Даниеля Дефо, "Ночевала тучка золотая..." Анатолия Приставкина, "Алые паруса" Александра Грина, "Белый Клык" Джека Лондона, "Я умею прыгать через лужи" Алана Маршалла, "Золотая роза" Константина Паустовского, "У начала времён" Роберта Янга. Есть "Приключения Чёрного Красавчика" Анны Сьюэлл, "Томасина" и "Дженни" Пола Гэллико...


Кладоискательство
Умеем ли мы помогать кладоискателю?

"Клад - полезное ископаемое, созданное человеком"
(Александр Кротов, современный автор и старший сын автора этой книги)

Сколько бы ни перечислять авторов и книги, многие из них останутся не упомянутыми. И может быть, среди них как раз те, которые окажутся для вас и вашего ребёнка подлинным открытием. Поэтому, заглядывая в любой "список рекомендуемой литературы", не забывайте и сами поглядывать на книжные полки и прилавки.

Будьте кладоискателями! Ищите писателей, которые окажутся особенно дороги вашей семье. Ищите книги, которые потрясут воображение ребёнка. Он вовсе не обязан испытывать восторг перед чьими-то рекомендациями. Вполне может оказаться, что нужно будет приложить немало усилий, чтобы найти нужные ему книжные витамины. А самого лучшего результата мы достигаем тогда, когда ребёнок сам становится кладоискателем.

Большое значение имеет и время, когда вы открываете с ребёнком ту или иную книгу. Приведённые здесь книги относятся к разным детским возрастам, к разным уровням развития, к разным сферам детских интересов. Выбрать то, что нужно сейчас, сможете только вы сами.

Это ваше родительское дело - найти среди множества кладов самый подходящий.


Полезные действия:

Составим список сказок, которые мы хотели бы прочесть ребёнку. Хотя бы предварительный, который будем дополнять. И - на поиски! Нам помогут магазины, библиотеки, друзья.

Прозу для чтения стоит выбирать не только по известности автора. Важно, чтобы тема и жанр были интересны ребёнку. Или нам - если нам хватит энтузиазма и умения передать ему свой интерес.

Стихи могут стать отличным звуковым сопровождением детства, если мы сами относимся к ним с интересом. Но даже если нас лично поэзия не волнует, постараемся, чтобы ребёнок слышал записи стихов в хорошем исполнении.

Лучше немного опережать развитие ребёнка, заранее подыскивая ему книги на завтра, чем отставать с этим. Пусть хорошая книга ждёт его, чтобы вовремя попасть в руки.

Никакие программы, никакие рекомендации не снимут с нас заботы о выборе книг для чтения, подходящих именно для нашего ребёнка, именно в теперешнем его возрасте.

  
 
 Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК