Виктор Кротов
Семейная педагогика Клуб "Светлячок"
 
Статья о клубе
 
 
на главную
 
ппп
  Детский клуб - игровое общение всерьёз.
 
 

ДЕТСКИЙ ДОМАШНИЙ КЛУБ

Что делать, чтобы у нашего ребёнка было полноценное общение со сверстниками? Особенно если он не ходит в детский сад. Или если у него замкнутый характер. Куда его отвести - в какое такое особое место, где ему обеспечат это самое общение? А может быть, это место гораздо ближе к нам, чем кажется? Может быть, оно... у нас дома?


Долго ли открыть клуб?

"У вас не детсадовский ребёнок", - скажет нам врач в поликлинике, то ли упрекая, то ли сочувствуя. Или что-нибудь в этом духе скажет воспитательница, выведя нам в конце первого дня заплаканного малыша. Или мы сами решим: "Только дома". Или, когда ребёнок пошёл в школу, мы вскоре заметим, что у него нет свойства обзаводиться приятелями. Тут-то и начнётся извечная проблема: а где же найти компанию для ребёнка? Где и как он будет привыкать к общению? Или махнуть рукой: а, как получится?..

Мы с женой не хотели махать рукой.

Сначала нам казалось, что выходом станут занятия в развивающих группах, в студиях, в кружках: в одном, в другом, в третьем... Но общение на занятиях очень условно. Там надо что-то понять, освоить, попробовать. На занятии дети заняты. А после занятия все торопливо разлетаются, ведь у каждого свои дела и свои житейские подробности. Не так уж много добавляет к этому и общение не прогулке.

И вот мы решили не искать круг общения, а создать его. Мы учредили домашний детский клуб "Светлячок".

Учреждение клуба состояло в том, что мы с дочкой взяли краски и на большом белом листе написали ярко и пёстро: "Детский клуб СВЕТЛЯЧОК". И повесили на шкаф. Там этот лист висит уже несколько лет. Ни разу ни у кого не возникло желание снять его. Так что учтите: открыть такой клуб очень легко, а вот закрыть гораздо труднее.


Место встречи

Не так уж хлопотно один раз в месяц на два-три часа собрать у себя знакомых детей (бывали у нас собрания клуба и каждую неделю, и по два раза в неделю, но это уже зависит от энтузиазма). Зато название "Детский клуб" придаёт этому делу особую атмосферу. Вы не просто пришли в гости. Это собрание клуба! Вы не просто дети. Вы - "светлячки".

Откуда появились члены клуба? Отовсюду. Мы знакомились с ними на тех же секциях, в тех же кружках, где не хватало возможности настоящего общения. Тех, к кому чувствовали сердечную расположенность, звали: приходите в наш клуб (даже когда клуб ещё ни разу не собирался). Звали, познакомившись на прогулке. Звали соседей по дому. Звали знакомых. Кто приезжал с дочкой, кто с племянницей, кто с внуком. Чуть старше, чуть моложе - не имеет значения. Все быстро уравнивались в правах и возможностях.

Вскоре оказалось, что вовсе не обязательно собираться в одном и том же месте. Любое место встречи наших "светлячков" становилось их клубом. Мы могли собраться дома у кого-то другого, могли перенести собрание клуба в парк или в лес. Всюду было по-своему интересно. Но всё-таки было особенно радостно, когда клуб собирался у нас и наша пёстрая вывеска снова приобретала первоначальный смысл.

Одно из собраний нашего клуба состоялось в "Леви-центре", в гостях у замечательного психолога Владимира Леви. Дети разыгрывали на мягких пуфах свой "живой спектакль" (об этом чуть ниже), дядя Володя читал смешные стихи, а его помощница снимала клуб на видеокамеру.

Было собрание и в Третьяковской галерее. Мы пришли на выставку художника Валерия Волкова. Он сам был там, с восторгом обсуждал живопись с детьми, не смущаясь тем, что они бегают по залу и сидят перед ним на полу. А потом "светлячки", одеваясь в гардеробе, тянули мам и пап домой со стоном: "Скорее! Хочется порисовать!"


Наши игры

Стоило собраться вместе, и в нашем распоряжении обнаруживалось множество игр. В одной семье известны одни игры, в другой другие. Обмен опытом между детьми шёл регулярно. Не отставали и родители. У одних обнаружилась одна книга об играх, у других - друга. Где же и опробовать что-нибудь новенькое, как не в клубе.

Опробовали в клубе и старенькое. Кто-то вспомнил старинное: "Как на Маши именины испекли мы каравай..." Дети были в экстазе. Ведь каждый из них по очереди (за Машей - Ксюша, за Ксюшей - Рома...) становился центром внимания, главным героем хоровода, то и дело сходящегося к нему. Даже те, кому было не пять лет, а десять, блаженствовали, когда круг детей и родителей закручивался вокруг них. И сколько было подобных открытий!..

Почти никто поначалу не знал игру в "горячо-холодно" с запрятыванием предмета. С удовольствием открывали для себя "испорченный телефон", "кольцо-кольцо, выйди на крыльцо" и многое другое. Клуб стал местом повышения и детской и родительской квалификации.


Зачем читать вместе?

С первого же собрания клуба мы стали читать вслух сказки. Не потому, что кто-то из "светлячков" не умел читать, а потому что читать ВМЕСТЕ - это особое удовольствие.

И не только читать.

Сказки мы выбирали такие, чтобы о них можно было поговорить. А разговоры эти постепенно переходили со сказок на настоящую жизнь. Ведь язык сказки - это просто-напросто нескучный язык разговора о жизни.

Каждому находилось, что сказать своего о том, что только что происходило в сказке. О том, что для него важно и в сказке и в жизни. Без сказки об этом не скажешь, а сказку - почему же не обсудить?

Сказка может стать сказочным ключом к душе ребёнка, куда порою не заглянуть иначе. Чудесным заклинанием: "Сезам, откройся". И сколько же там сокровищ!..


Наши театры

Для тех, кто ищет оправданий, чтобы самому не делать лишнего, кто станет допытываться, что у нас было такого, чего нет у него, я признаюсь сразу: у нас была ширма.

Правда, очень старая, одна лишь рама, но была. Мы натянули верёвку на высоте детского роста и повесили занавеску. (Для тех, кто ищет не оправдания, а возможности, заметим, что верёвку можно натянуть и без ширмы.) И у нас получился кукольный театр! Специальных кукол у нас не было, но замечательно служили и обычные. Экспромтом выступали все (одни с первого раза, другие со временем), а кто-то готовил сценку дома. Так или иначе, бурные аплодисменты были гарантированы.

Гвоздём собрания клуба стали "живые спектакли". Психологи нечто подобное зовут психодрамой, но "светлячки" придумали вот такое своё название. Выглядит это следующим образом.

Каждый выбирает, кем он будет. Ведущий всех записывает в список действующих лиц: кто ты, как тебя зовут, какие у тебя особые свойства. Вот с этими героями и происходит какая-нибудь запутанная и непредсказуемая история. Её рассказывает сказочник (он же ведущий, он же режиссёр), сидя в углу комнаты. Каждый из актёров должен вести себя в соответствии с рассказом, оживляя его по мере своей фантазии. Условия простые: подчиняться сюжету и не мешать действовать остальным.

Когда спектакль заканчивался, тут же раздавалась общая мольба: "Ещё!.."

Сказочником поначалу был один из родителей (обычно это брал на себя пишущий эти строки), но тут же сочинять следующую историю у него, понимаете ли, не хватало сил. Вот и приходилось всё чаще браться за это дело кому-нибудь из детей. И получалось! И здорово получалось! Бывало и так, что в актёры попадал кто-нибудь из родителей. Тоже, кстати, получалось.

Играть в театре нам помогала одна из любимых игр: "этюды". Это когда каждый по очереди получает один и тот же предмет (скажем, палку или шляпу) и должен без слов, пантомимой показать, во что эта вещь у него превратилась.


Скуку в гости не зовём

Вы думаете это всё?

Но ведь я не сказал ещё про лепку из глины. Из обычной уличной глины, которую потом можно обжечь или просто раскрасить. Про застеленный клеёнкой стол, посреди которого стоит миска с глиной. Про подсвечники и свистульки, которые лепят дети постарше. Про замечательные глиняные комочки-лягушки, которых однажды вдохновенно наплодила одна из младших девочек. Про мам, которые сидят рядом с детьми, точно так же высунув язык от усердия.

Не сказал ещё про рисование - чего угодно и как угодно. Про набрызги и аппликации. Про вырезки из бумаги и оригами. Про папье-маше и макраме.

Не сказал ещё про выходившую в клубе газету (размером в писчий лист и ксероксным тиражом в 20 экземпляров). В ней публиковались стихи, рассказы и сказки членов клуба.

Не сказал про аттракционы и соревнования. Про висящие на нитках карандаши и конфеты, которые надо срезать с завязанными глазами. Про пять прищепок, которые нажно отыскать - тоже вслепую - на стоящем перед тобой ребёнке.

Не сказал о многом и многом, что было в нашем клубе. Не сказал о многом и многом, чего у нас не было, но что было вполне возможно для нас, если бы на всё хватало клубного времени. Так что у всех нас остаётся бездна возможностей делать свои открытия и рассказывать о них.


Да здравствуют традиции!

Постепенно наш клуб стал обрастать традициями. Одной из первых были леденцы, запрятанные дочкой на "чердачке", устроенном под потолком, на спортивном комплексе. Каждому полагалась одна конфета, и каждый должен был сам залезть за ней к чердачку.

Традицией стало прощание, когда все одновременно хлопали друг дружку по рукам, соединённым в общую мешанину. Традиционными стали "живые спектакли" и многие любимые игры.

Одной из главных традиций стало наше клубное чаепитие. Наш клуб, разумеется, был бесплатным; единственным (хотя и необязательным) взносом стало "что-нибудь к чаю". Эти "что-нибудь" были простыми, очень разными и всегда удивительно вкусными штуками - наверное, скорее благодаря компании, чем чисто кондитерским достоинствам. Ведь за чаем были ещё и всевозможные беседы, и сказки, и обсуждение завершающегося собрания клуба.

Как быстро наш маленький домашний клуб стал громадной вехой жизни каждого из тех, кто хоть однажды пришёл сюда. А всего-то надо было решиться, написать бумажную вывеску и сказать: "Мы открываем клуб".


Полезные действия

Приведём примерную последовательность действий для того, чтобы наш домашний клуб начал жить и действовать:

- Выделим в выходные два часа для детского клуба. Вывесим на листе бумаги его название. Позовём в гости на это время хотя бы двух-трёх детей. клуб открыт!

- Уберём комнату к приходу детей, освободим побольше места. Сделаем так, чтобы на время клуба всё было как можно удобнее и интереснее ДЛЯ НИХ.

- Заранее вспомним известные нам игры, посоветуемся с другими детьми и взрослыми о программе клуба, полистаем книги.

- Приготовим небольшой интересный и выразительный отрывок из книги, рассказ или сказку. Прочитаем вслух, обсудим.

- Придумаем, как показывать кукольные номера. Для этого достаточно даже спинки стула.

- Проведём забавные аттракционы, творческие занятия, общее чаепитие. Принести что-нибудь к чаю может быть просьбой ко всем, кто придёт в клуб.

- Посмотрим, как что получится - и возьмёмся за планирование следующего собрания клуба. Что там у нас оказалось самым интересным, чтобы это повторить? Что ещё новое стоит попробовать?..

   
 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК