Искусство
замечать
Творчество
начинается с умения замечать. Замечать и красоту природы,
и красоту, созданную людьми, и красоту поступков. Именно к
"замечательству" стоит приучать детей в первую очередь.
Не с помощью указательного пальца - вот, смотри, как красиво!
- а более тонкими способами. Один из них, разумеется, - это
наш собственный интерес к красоте мира и чудесам жизни. А
какие-то пути прокладывает нам и сказочная педагогика.
Сказка
и замешана на том, что автор в обычном замечает необычное,
пусть даже чуточное, и рассматривает его в лупу воображения.
Необычное вырастает, превращается в образ, в метафору, притягивает
к себе внимание, а потом входит в запас ассоциаций читателя
сказки (или маленького слушателя), напоминая о тайне и красоте,
скрытых даже в самых неприметных вещах.
Даже
когда сказка замечает то, чего вроде бы не существует, это
не просто выдумка. Это образный рассказ об одухотворённости
мира, о его глубинных взаимосвязях. Знать о них ребёнку, может
быть, ещё преждевременно (да и всё ли знаем мы, взрослые?),
но догадываться, ощущать их можно в любом возрасте. К этому
и располагает сказка.
Лесное
Искусство
Жил-был в лесу гном. Звали его Ном. Он очень любил рисовать.
Бумаги
у него не было ни листочка. Зато других листочков - лесных
- было множество. Дубовые, кленовые, липовые и берёзовые,
всех не перечесть. Даже земляничные листья и листы папоротника.
Вот
гном Ном и рисовал на лесных листочках, листьях и листах.
Осторожно снимет лист с дерева, нарисует картинку - и тут
же искусно вешает лист обратно. Чтобы дальше рос. Как он это
делал? А вот умел. Гномы много чего умеют. Это было его Лесное
Искус-ство.
Когда
в лес приходили люди, гном Ном скрывался. Он не прятался,
потому что прячутся те, кто боится или играет в прятки. А
он торжественно скрывался. Зачем? Да просто не хотел, чтобы
кто-нибудь смеялся над его малым ростом. Скроется в траве,
в дупле или в листве, никому его не увидеть, а он всех видит
и слышит.
Самым
важным событием для рисовального гнома Нома было, если его
рисунок замечали. Увидят на дереве лист необычный, удивятся:
-
Вот это лист! Глядите, какая красотища! Словно специально
кто-то его разрисовал!..
Гному
Ному было очень приятно, хотя и обидно немножко. Заметили
его рисунок, восхитились. Это приятно. А кто нарисовал - не
догадываются. Это обидно.
В
то же время не хотел гном Ном людям представляться: вот я,
мол, автор. Очень уж он маленького роста был.
Но
однажды увидел гном Ном на опушке девочку. Она собирала букет
кленовых листьев. Да не просто собирала, а выискивала только
листья с рисунками гнома Нома. К тому же девочка оказалась
ровно такого же роста, как и сам гном Ном.
Вот
он и решил: была не была! Покажусь-ка я этой замечательной
девочке. Неизвестно, как он понял, что она замечательная.
Но не ошибся.
-
Привет! - сказал гном Ном.
-
Привет! - сказала девочка. - Меня зовут Ксюша.
-
А меня зовут Ном, - сказал гном.
-
Это ты так чудесно листья разрисовал? - спросила девочка.
Гном
Ном чуть не сел на землю от удивления. Но не сел. Гномы сами
по себе удивительные существа, поэтому они стараются не удивляться.
-
Конечно я, - ответил гном Ном. - Даже странно, что ты спрашиваешь.
Неужели это и так не понятно?
-
Понятно, - сказала девочка Ксюша.
Разговор
совсем, было, остановился, но Ксюша добавила:
-
Здорово у тебя получается!..
Тут
гном Ном сразу забыл про свою важность. Ведь с человеком,
который понимает, - всё по-другому.
Долго
он рассказывал девочке Ксюше о своей лесной жизни и о своём
Лесном Искусстве. А потом подарил ей лучшие свои листы. Не
поленился слазить за ними на самые верхушки трёх больших клёнов.
И
сказал:
-
Приходи ещё.
Дома
девочка Ксюша аккуратно высушила разрисованные листья и поставила
их в вазу.
Когда
к ним домой приходили гости, они говорили:
-
Ах, какие красивые листья! Как будто кто-то специально разрисовал.
И
девочка Ксюша начинала рассказывать про гнома-рисовальщика
и про его Лесное Искусство.
Взрослые
кивали и восхищались, а потом, прощаясь в прихожей с мамой
и папой, шептали им на ухо:
-
Как замечательно ваша дочка придумывает сказки.
В
это время гном Ном в своём лесу вздрагивал и морщился. Он
не хотел быть придуманным. Но вспомнив замечательную девочку
Ксюшу, он успокаивался и мечтал о том, как они снова встретятся
и от души поговорят друг с другом про Лесное Искусство.
Отчего
морщился гном
Конечно,
никому не хочется быть придуманным. Человеку из реальной жизни
- потому что если он придуман, то в реальности ему уже нет
места. Существу из сказки - потому что оно совершенно реально
в своей реальности. А сказочный мир никогда не бывает чистой
выдумкой, он связан с нашим тысячью нитей.
Гном
Ном переживал не за себя, а за нас. С ним всё в порядке, он
в своём мире. Но что будет с нами, если мы объявим полнейшей
выдумкой его, а значит и его картины, а значит и ту красоту,
ради которой он старался... Мы переведём всё на язык фотосинтеза
и сезонных циклических изменений - и останемся ни с чем.
Не будем
бояться, что бедный дезинформированный сказкой ребёнок уверует
в гномов. Во всём он прекрасно разберётся в нужное время,
а гному Ному будет благодарен за то, что именно от него, как
и девочка Ксюша, впервые узнал про тайну Лесного Искусства.
Кстати, и за достоверность девочки Ксюши я полностью ручаюсь.
Что не мешает ей быть совершенно сказочной особой.
Возможные
вопросы
- Что
труднее: нарисовать картинку на листе дерева или повесить
его обратно так, чтобы он продолжал жить?
- А какие
краски были у гнома? Какие кисточки?
- Как
ты думаешь, удалось бы тебе отличить обычный листок от листка,
разрисованного гномом Номом?
- Гном
ном скрывался от гостей, а у тебя так бывает?
- Любишь
ли ты разглядывать картинки? А сам рисовать любишь?
- Почему
гном решил, что Ксюша замечательная девочка?
- Можешь
рассказать ещё что-нибудь о жизни гнома Нома? Такое, чего
нет в сказке.
- Гости
не верили, что Ксюша встречалась с настоящим гномом, а родители?
- Как
по-твоему, гном Ном ещё встречался с Ксюшей?
- Интересно,
кем стала Ксюша, когда выросла? Писателем, художником или
ещё кем-нибудь?
|