|
Сила
и слабость часто становятся источником психологических проблем
в детстве. Малыш слабее любого, кто старше, а иногда и слабее
ровесников. Но и тот, кто посильнее, не всегда может наилучшим
образом распорядиться этим преимуществом.
Вместе
с тем сила и слабость - извечные сказочные темы. Сказка помогает
увидеть различные пути понимания и решения ситуаций или переживаний,
которые не решить чистым назиданием. Но воспитатель не может
просто положиться на сказку, как на таблетку чудодейственного
лекарства. Необходимо подхватить импульс, заложенный в той
или иной сказочной истории, помочь его действию на душу ребёнка
дополнительными усилиями. Всё это вместе и называется сказочной
педагогикой.
Наше
дело заключается в том, чтобы помочь ребёнку увидеть (понять
- это попозже): слабость может справиться с силой, если она
опирается на другие, более важные свойства. Если ты сильнее
другого, найдётся кто-то сильнее тебя, а значит невозможно
полагаться только на силу. Тому, кого природа наделила силой,
грозит соблазн слишком сосредоточиться на этом подарке судьбы
и считать его своим неоспоримым достоинством, перед которым
слабые должны пасовать. В этом отношении, может быть, преимущество
имеет как раз слабый, которому необходимо открывать в себе
другие возможности и развивать их. Но в детстве у слабого
могут возникнуть комплексы, способные долго досаждать ему.
Сказка в лицах показывает и несостоятельность соблазна, и
необязательность закомплексованности.
Помочь
увидеть всё это, почувствовать - вот общая задача для сказочной
педагогики и для воспитателя, применяющего её.
|