Виктор Кротов
Семейная педагогика Невышедшие книги Компас для младенца с комментариями
 
Сопроводительные тексты
 
 
на главную
 
ппп
  Комментарии - текст, посвящённый подтексту.
 
 

АННОТАЦИЯ

Книга концептуальна и практична. Она посвящена возможностям семейного воспитания, начиная с момента появления ребенка на свет и даже раньше. Неопытные родители смогут с её помощью выработать собственный подход к воспитанию. Родители со стажем могут пересмотреть привычные родительские позиции. Книга выходила в 1990 и в 1996 годах, включена в рекомендательный список литературы для родителей и работников детских садов, её фрагменты часто публикуются в периодической печати. Для нового издания книга дополнена комментариями дочери автора (матери двоих детей), в результате чего она обрела особую выразительность.


ИЗ ВСТУПЛЕНИЯ

Анне, Анечке, Анюте

Не только для тебя, дочка, написана эта книга. Но мне хотелось посвятить её именно тебе, первому моему ребёнку, хотя, когда я её писал, ты не перешла ещё, в свою очередь, в категорию родителей. Будь паинькой, сложи губки бантиком и благовоспитанно выслушай моё к тебе обращение.

Поскольку в категорию родителей я уже перешла, то "губки бантиком" у меня ну никак не получаются. Терпеливо изучить все предложенные мысли я постараюсь (в силу своих дочерних обязанностей), с удовольствием поделюсь своими соображениями, но если в чём не соглашусь, то, уж извините, буду возмущаться и сопротивляться!

В своих размышлениях я не берусь соперничать с медицинскими авторитетами, с учёными специалистами и с многоопытными профессиональными воспитателями. Многое я узнал и понял с помощью написанных ими книг, но тебе не избежать необходимости самой читать эти книги. Там ты найдёшь массу интересных сведений, важных советов и решительных указаний по самым разным вопросам. Не беда, что они в некоторых частностях противоречат друг другу. Материнское чутьё, здравый смысл и сам ребёнок помогут тебе с пользой пройти по этому лабиринту.

Мне хочется поговорить с тобой не столько о технике обращения с ребёнком, сколько об искусстве общения с ним, о тех незаметных ниточках, которые соединяют жизнь ребёнка с жизнью родителей, о тайнах нашего влияния на детей и влияния детей на нас. Не думай, что я смогу запросто раскрыть все эти тайны. Это, к счастью, невозможно. Мы просто присмотримся к ним - и я попробую поделиться с тобой своим восприятием некоторых из них.

Вот это здорово! По-моему, общение с детьми (и своими, и чужими), это одно из самых полезных занятий в жизни. Если оно весёлое и несложное, то приносит огромную радость, а если возникают проблемы, то появляется прекрасная возможность набраться жизненного опыта и научиться чему-то новому. Так что очень приятно поговорить на эту тему, обдумать самой отношения со своими детьми именно сейчас, пока они ещё не очень большие (и их не так много), а в ответ поделиться своим скромным материнским опытом. Ну что ж, начинаю внимательно слушать...

Самым важным и интересным мне представляется вопрос о том, какое значение вообще имеет воспитание для человека - и для того, кого воспитывают, и для тех, кто этим занимается. Чего мы хотим и чего мы можем достичь, сознательно регулируя наше воздействие на ребёнка. Как эти желания и возможности связаны с нашей личностью, с другими нашими интересами и человеческими взаимоотношениями. Я не пользуюсь здесь знаком вопроса, так как не смог бы убрать его в конце книги. Правильнее было бы поставить знак размышления, если бы он был предусмотрен пунктуацией...

Терпеть не могу слово "воспитание"! Так и представляешь, как взрослый изо всех сил пыжится, пытаясь правильно воздействовать на ребёнка. Кто кого воспитывает мы поняли за эти годы совершенно однозначно. Все наши родительские воспитательные усилия (правильные до изнеможения) практически каждый раз разбиваются о потрясающую мудрую уверенность в своих действиях наших маленьких детишек. Нам, родителям, постоянно приходится внутренне расти и совершенствоваться, чтобы хоть как-то соответствовать своему статусу. Каждый раз возникает ощущение, что ничегошеньки у нас не получается. Удивительно, но результат при этом почему-то хороший. Ставлю знак размышления и удивления.

О компасе

Чтобы понапрасну не интриговать читателя названием, сразу скажу о мысли, лежащей в основе этой книги: компас для младенца - это его семья.

Наверное, помочь ребёнку ориентироваться в жизни (своей и окружающей) - лучшее, что могут дать ему его родные. Попытки "вылепить" ребёнка по своему плану могут принести ему больше вреда, чем пользы (особенно если они успешны). Стремление обеспечить ему всё, что может понадобиться (по нашему усмотрению), не только не развивает в нём способность к ориентации, но притупляет даже тот ориентирующий инстинкт, который ему дан от природы.

Нет ничего хорошего и в отстранённой наблюдательской позиции: пусть, мол, барахтается в жизни, как может. Равнодушие (подлинное или кажущееся) лишает малыша того силового поля заинтересованной любви, которое и даёт ему с самого начала жизни первые важнейшие уроки ориентирования.

Не стоит забывать и о том, что компас для младенца - не прибор в наших руках, не нарочитый способ общения с подопечным; компасом для него становимся мы сами, вся наша жизнь, внешняя и внутренняя, взаимодействующая с его жизнью.

Пропущенное начало

Если бы можно было составить всеобъемлющее руководство по педагогике, ему должно было бы предшествовать руководство по вопросам самопознания, по основам выработки самостоятельного мировоззрения. Допустимо ли приниматься за воспитание человека, не разобравшись в себе самом, в собственных представлениях о жизни? Можно ли направлять развитие ребёнка, не задумываясь о смысле человеческого существования, о назначении человека?.. Вряд ли можно решить эти вечные вопросы с помощью надлежащего руководства, как невозможно с помощью руководства решить и все педагогические проблемы. Вряд ли можно успеть завершить формирование мировоззрения как раз к рождению ребёнка. Само общение с ребёнком, сами родительские полномочия по-новому высвечивают смысл многих жизненных ценностей.

Мне очень помогло в жизни то, что вокруг всегда было много детей разного возраста, различных семейных ситуаций и стилей воспитания. Возиться с малышами вошло в привычку ещё задолго до появления на свет своих собственных детей (и, к счастью, не отбило к этому охоту). Многие штрихи в отношениях взрослых и детей - как положительные, так и отрицательные, - заставляли размышлять: "а как бы я поступила в такой ситуации?" Сами ситуации уже забылись, но это умение думать и наблюдать очень пригодилась сейчас в своей родительской жизни. Так что мой совет - настраиваться на общение с детьми как можно раньше. Прямо сейчас. Даже если до их рождения должно пройти ещё много-много лет. И даже если они уже выросли...

Корни воспитательской и самопознавательной деятельности уходят вглубь человеческой души, тесно переплетаясь друг с другом. Чтобы быть хорошим воспитателем, мало быть только воспитателем. Начинать воспитание нужно с себя. Направить на это своё внимание никогда не рано и никогда не поздно. В книге по педагогике может быть пропущено необходимое начало - глава, в которой говорилось бы о сути человеческой жизни. В самой жизни это начало пропускать нельзя.

Обнаружила в старой записной книжке мысль, написанную примерно через год после свадьбы: "Прежде, чем появится в этом мире наш ребятёнок, надо успеть научиться: 1) любить весь этот мир; 2) молиться". В течение пяти лет у нас были некоторые сложности с деторождением, но зато мы много интересного успели сделать, увидеть и понять. А самым насыщенным оказалось лето 1996 года с поездками в монастыри, к друзьям в Норвегию, походами и отдыхом в деревне. Всё было наполнено радостью, новыми впечатлениями и... молитвами за других людей. Что самое удивительное, именно после этого сбылось и наше долгожданное чудо...

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление: что к чему

Анне, Анечке, Анюте
О компасе
Пропущенное начало
Мужское ли это дело
Два смысла подзаголовка
Благодарности

Глава 1. Похвальное слово неопытности

Родительский статус
Мудрость плача и смеха
Не передаётся в наследство
Принципы отношения к принципам
Похвальное слово неопытности
По-своему
Воспитание и садоводство
Запрос на интуицию
Не профессионализм, но специализация
Педагогика затруднённых обстоятельств
Опираясь на радость
Самоотверженность или самоотвержение?

Глава 2. Эти девять таинственных месяцев

От двух жизней к новой
Идеализм без иллюзий
Чтение - пора не пора
Одно здоровье на двоих
Забота о психике
Новое чувство
Вещи, которые помогут
Вокруг или рядом
Будущий отец
Начало общения

Глава 3. Новорожденный: впервые в мире

Микро-микрокосм
От гаданий к угадываниям
Архив - машина времени
Впервые в мире
Испытание на прочность
Особый случай
К чему привыкать?
Снаружи и внутри
Установление отношений
Настоящая жизнь

Глава 4. Семейные роли: сдвиг поколений

Сдвиг поколений
Самый главный человек
Трудности отцовства
Бабушкин возраст
Искусство быть дедом
Родственники и родство
Младший становится старшим
Исправление имён

Глава 5. Уход за ребёнком: хлопотливые привилегии

Язык заботливости
Легче или лучше
Чистота и красота
Жизненное пространство
Своя одежда
Живая вода
Проблемы богини Гигиеи
Границы дозволенного
Ясли и сад
Вместе!

Глава 6. Здоровье: в союзе с природой

Запас прочности
В союзе с природой
Ритмы жизни
Колыбельная без колыбели
Больной малыш
Родители и доктора
Фантазии на физкультурные темы
Воз питания
Наше окружение

Глава 7. Обстоятельства: взаимодействие миров

Мир малыша
Житейский мир
Родительский мир
Мир призваний
Мир отдыха
Мир большой семьи
Миры вокруг нас

Глава 8. Игра и общение: кто кого воспитывает

Всерьёз или играючи?
Отвлекать и привлекать
Самый важный язык
Игры-занятия
Игры-общение
Деловые игры
Игры наши и не наши
Пример для неподражания
Кто кого воспитывает
Побыть одному
Общий взгляд

Глава 9. Линии развития: право быть вундеркиндом

Загадка призвания
Времена и сроки
Подвижный в неподвижном
Развивающие игры, развивающая жизнь
Границы возможностей
За сколькими зайцами гнаться
Индивидуальность и индивидуализм
Становление личности
Полигон отношений
Семейная школа
Живу

Глава 10. Заглядывая в будущее

Взрослеть вместе
Открытая дверь
Без страха
Прощение
Порядочность
Культура
Правда
Свобода
Новые отношения
Творчество
Внутреннее ориентирование
Ещё дальше

   
 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК