Виктор Кротов
Семейная педагогика Невышедшие книги Как быть вместе
 
Текст
 
 
на главную
 
 

Виктор Кротов, Мария Романушко

КАК БЫТЬ ВМЕСТЕ
(Пути и принципы общения родителей с детьми)

Давать "методические рекомендации" по общению с малышом - занятие неблагодарное. Никакие внешние способы поведения не могут заменить живого чувства и сердечной интуиции. Никогда чужой опыт не заменит собственного родительского творчества, импровизации, любящей фантазии.

Но мы нередко встречаем родителей, которые просто не задумывались над тем, как общаться со своим ребенком. Пусть та канва отношений, которую мы постарались здесь вкратце обрисовать, послужит кому-то поводом для раздумий.

Что необходимо в общении с малышом, да и с ребенком вообще? Что недопустимо? Каковы возможные средства общения и развития в начале жизни? Каждый вправе попытаться по-своему ответить на эти вопросы. Попробовали и мы.


Отношение к малышу

1. Относиться к ребенку как к существу равному. Что касается возможностей и душевной чистоты - даже более богатому, чем мы сами. Уважать его побуждения, поначалу крохотные и невнятные. Уважать их не меньше, чем желания самых близких друзей.

2. Учиться видеть чудо и тайну раннего детства. Этот период не может быть помехой в нашей жизни, даже если пришлось прервать учебу, отказаться от заманчивого места или от интересного путешествия. Детство наших детей - лучшее наше время. Будем дорожить каждым днем, прожитым вместе с ребенком, каждой минутой нашего с ним общения.

3. Помнить: в детстве закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. В детстве формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

4. Жить общей жизнью. Не воздвигать стены между миром ребенка и своим взрослым миром. Не позволять себе смотреть на ребенка и на его "маленькие" проблемы и горести свысока, снисходительно. Тем более не смеяться над ними. Помнить: в жизни ребенка нет мелочей. Для него и растаявшая льдинка, с которой он играл полчаса, может означать утрату друга... Сочувствовать, переживать сообща все детские беды. Сообща радоваться. Учиться понимать и уважать мир ребенка. Признавать его истинность. Его равноправность. Его самоценность. Помнить: детство - не преддверие жизни, это - сама жизнь, полная глубоких и ярких переживаний.

И со своей стороны - быть открытым с ребенком в своих взрослых радостях и печалях. Общаться с ним, как с другом, который всегда нам посочувствует, даже если он совсем еще мал. Не стараться выглядеть перед ребенком суперменом - это лишь мешает доверительности отношений.

5. Ориентироваться в особенностях своего ребенка. Стараться понять физические, психические, душевные свойства малыша. Соразмерить с ними свои собственные свойства и качества. Ребенок может отличаться от нас по темпераменту или по вкусам. Не будем подгонять его под себя.

Помнить о том, что рациональные знания и житейский опыт не дают полного и правильного понимания души ребенка. Нам всегда есть к чему присмотреться. Чему поучиться у ребенка.

6. Стремиться не к подчинению ребенка нашей воле, а к его согласию с нами. Это труднее и тоньше, но только таким путем мы помогаем расти свободному человеку. Лучше всего, когда ребенок становится соучастником, соавтором принимаемых решений или даже их инициатором. Привыкать к совместному поиску решений - значит прокладывать дорогу к дружбе с ребенком в будущем.

Заинтересовать, увлечь - труднее, чем заставить. Но если мы ленимся идти этим путем, то не будем удивляться лености и непослушанию ребенка: это естественные способы защиты от принуждения.

7. Доверять ребенку. Верить в его возможности, в его лучшие свойства, в случайность и временность неверного поведения. Исходить из этого в общении с ним, не позволяя себе сбиваться.

Простим малышу мелкую оплошность. Будем считаться с его настроением. Постараемся понять подлинную причину каприза. Педантичная требовательность превращает нас из воспитателей в надзирателей. Иногда стоит взглянуть на своего малыша отстранённо, последить за собой - не нарушаем ли мы его простых человеческих прав.

8. Наказание и даже просто отрицательная реакция на поведение ребенка (это тоже своего рода наказание) должны быть справедливы. Малыш должен понимать смысл происходящего. Справедливое отношение к ребенку не разъединяет нас с ним, а соединяет, оставляя за нами возможность сочувствия. Злость, раздражение на малыша сигналят нам о нашей несправедливости.

Неверно было бы ожидать от ребенка немедленного исправления всякого ошибочного поведения, тут существует психическая инерция. Не будем лишний раз укорять, уличать в злом умысле, в упрямстве и вредности. Если малыш плюнул в тарелку, а после нашего замечания плюнул снова, это не означает, что он навсегда стал злостным плевателем в тарелки. Давайте "не заметим" этот проступок.

Не будем укорять ребенка за прошлые провинности, не будем плюсовать его ошибки. Такие напоминания рождают горькое ощущение непрощенности, гасят желание быть лучше.

9. Малыш, каким бы он ни был, должен ощущать себя неповторимым, единственным, особым. Не надо приводить ему в пример ровесников, сравнивать со старшим братом или сестрой, чтобы он не чувствовал себя хуже другого.

Пусть малыш слышит и чувствует, что мы его любим. Не будем скупиться на ласку и нежность. Любовь рождает в малыше ощущение защищённости, уверенности, свободы. И наоборот: холодный критический взгляд на ребенка способствует возникновению различных комплексов, чреватых порой тяжёлыми последствиями. Большинство преступников - люди, недолюбленные в детстве.

10. Научимся просить у ребенка прощение, если мы поняли, что поступили неправильно. Это не разрушит наш авторитет, а только укрепит его, сблизит нас с малышом. Позже не будем бояться уступить ребенку в споре. Пусть он убедит нас, ему необходимы эти победы.

11. Важно первыми идти на примирение с ребенком. Ему трудно сделать первый шаг, прав он или не прав. Не позволяйте себе долго быть в размолвке с ребенком. Долгая ссора повергает ребёнка в отчаяние, он чувствует себя одиноким и отвергнутым. У него нет других жизненных опор, как у нас, взрослых. "Мне было плохо, а меня бросили", - эта детская обида может дать со временем горькие плоды.

12. Наше собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка. Он всегда внимателен к нам и чаще всего подражает нам не только внешне, но и внутренне. Поэтому многие наши устремления, направленные на ребенка, начинаются с внутренней работы, с изменения собственного поведения. Попытки обойти эту закономерность редко оказываются удачными.


Условия жизни

1. Общаться с ребенком, начиная с первых недель беременности. А с момента появления малыша на свет постараться так перестроить свою жизнь, чтобы на общение приходилось как можно больше времени.

Некоторые родители видят свой долг в том, чтобы заработать для ребенка побольше денег. Но общение не возместимо никакими деньгами.

2. Уход за малышом - это тоже общение, оно может быть очень насыщенным. Не будем делать необходимое молча и механически. Ухаживая за ребенком, мы рассказываем ему о мире языком вещей и прикосновений, ласковых слов и улыбок.

3. Поддерживать радостную, оживленную атмосферу в доме, в семье. Это означает не всепрощение, не сюсюканье, не заласкивание, а прежде всего - нашу готовность к саморазвитию, к внутренней работе. Воспитание в себе человека, достойного счастья общаться с малышом.

4. Следить за ритмом жизни. Жизни ребенка и общей, семейной жизни. От ритма зависят физическое и психическое здоровье, весь жизненный тонус. Ритм может вбирать в себя разные обстоятельства. Он может быть энергичным или неторопливым, но он необходим. Для ребенка ритм еще важнее, чем для взрослого.

5. Чередовать общение с малышом и его самостоятельные занятия. Не оставлять одного слишком надолго, но и не перегружать непрерывным присутствием рядом. Малыш не должен чувствовать себя брошеным и ненужным, но ему будет очень трудно, если он не научится быть наедине с собой.

6. Заботиться о том, чтобы у ребенка было своё жизненное пространство в доме. Сначала это будет манеж, потом свой угол, а если удастся, то и комнатка. Пусть в доме будет стена или дверь, на которой малыш сможет рисовать. Пусть его занятия и игры наполняют дом не меньше, чем атрибуты нашей взрослой жизни. Пусть дом наш станет по-настоящему нашим общим домом, комфортным как для взрослых, так и для малыша.

7. Чистота, уют, домашний порядок. Даже если мы до появления ребенка не слишком заботились об этом, теперь такая забота необходима. Но здесь нужно избегать крайностей: чтобы чистота и порядок не стали врагами ребенка, когда свободная, творческая жизнь в доме уже невозможны. Не бойтесь нарушить порядок!

Но бойтесь хаоса. Внешний хаос неизбежно приводит к хаосу внутреннему. Неряшливость быта влечет за собой неряшливость отношений, расхлябанность всей жизни. Невозможность собраться, сконцентрироваться, бессмысленная трата времени на поиски потерянного чепчика или варежки... Все это - плохие уроки для нашего малыша.

Многим родителям здесь видится альтернатива: или идеальный порядок - или бедлам. На самом деле приходится искать золотую середину.

8. Занимаясь домашней работой, не будем говорить малышу: отстань, иди поиграй, пока я стираю (мою посуду, готовлю). Если малыш хочет принять участие, будем делать все вместе, даже если это для нас труднее. Пусть привыкает к делу, когда оно ему в радость, а не тогда, когда мы начнем вменять ему дело в обязанность. Не будем упрекать малыша за недоделки, не будем при нем переделывать сделанное неудачно. Будем радоваться его участию, подбадривать его и приветствовать его усилия.

9. Вовлекать в общение с малышом старших детей. Не вменяя им уход за ребенком в обязанность, помочь им увидеть, как с малышом интересно.

10. Создавая малышу определенные условия жизни, будем следить за тем, чтобы внешнее окружение не главенствовало над душевным теплом. Покупать любовь ребенка игрушками, лакомствами и вседозволенностью - проигрышное дело. Рано или поздно он почувствует подмену и будет стремиться из дома - прочь, к живым чувствам и отношениям. Но совсем плохо, если не будет даже этого, если он примет правила игры. Это будет ваш общий проигрыш.


Развитие

1. Создавать вокруг ребенка поле возможностей, не только соответствующих его сегодняшнему уровню развития, но и опережающих.

2. Помогать малышу удовлетворять любознательность. Это не всегда для нас просто, но это помощь в самой важной его работе.

3. Жить в готовности отвечать на все вопросы, не откладывая ответы на "потом, когда будешь большой". Если сознание ребенка заинтриговано явлением или предметом, значит оно уже готово воспринять информацию о нем. И если момент упущен, вспыхнувший интерес может угаснуть, и малыш будет потом усваивать знание без прежнего интереса, а может и вовсе остаться равнодушным.

Помнить, что ребенок не задает глупых вопросов. Когда вопрос звучит для нас невразумительно, значит малыш не сумел выразить свою мысль. Нужно помогать ему, учить задавать вопросы.

4. По возможности открывать малышу глаза на многообразие жизни, не ограничиваясь какой-то одной стороной, не "специализируя" его на определенном занятии. Мы не имеем права замыкать его способности в узком русле. В раннем возрасте необходимо все время расширять и углублять виденье мира, высвобождать таланты и способности, закладывать основы свободы выбора.

5. Давать ребенку свободу выбора - чем заняться, во что поиграть. Не навязывать ему во что бы то ни стало те занятия, которые выбираем для него мы сами. Мы можем считать, что ему необходимо уметь играть в мяч или научиться кататься на велосипеде, а ему это может оказаться не по вкусу. Будем уважать выбор или протест ребенка, не станем раздражаться и укорять малыша за то, что он "не такой, как все".

Родителям необходимо мужество, чтобы отказаться от стандартизации своего ребенка (стандартный ребенок удобнее). Одним необходимо терпение, чтобы помочь раскрыться ребенку, способности которого кажутся заурядными, другим - чтобы не сдерживать бурное развитие ярко одаренного малыша. За ребенком же остается право и на то, чтобы быть вундеркиндом, и на то, чтобы не быть им.

6. Через похвалу и ласку возбуждать в ребенке подходящие ему качества. Девочке почаще говорить, что она обаятельна, заботлива и ласкова. Мальчику - что он ловок, смел и надежен.

7. Приучать малыша (а для этого, если надо, - приучаться самому) к творческому отношению к любой работе. Самые заурядные дела можно делать празднично, и малыш должен это видеть.

8. Признавать за ребенком возможность посильного участия в любом деле, которым заняты родители. Само ощущение соучастия не менее важно, чем те маленькие навыки, которые развиваются при этом. Но и всякий навык делает своё дело.

Сделать самому для взрослого проще. Сделать вместе с ребенком - важнее.

9. Дать малышу достаточное время, чтобы освоить как следует любое новое достижение, требующее поначалу особых усилий и удающееся не каждый раз. Не будем спешить превратить обретенное им умение в обязанность.

Малыш научился сам одевать кофточку. Не надо торопиться закрепить за ним эту процедуру. Он научился, но ему это пока трудно и непривычно. Восхитимся его успеху, но не будем приказывать одеваться самому или упрекать в том, что ему непросто регулярно повторять свой маленький подвиг.


Некоторые возможности игр, занятий, сотрудничества

Трудно провести грань между игрой и любым из занятий, сосредотачивающим ребенка на том или ином виде творческой деятельности. Для малыша всё - игра, всё - творчество. На языке игры мы можем научить ребенка практически всему, можем сообщать ему знания и прививать навыки. Будем учиться у него этому языку. Постараемся дать ему свободу игры, этой важнейшей для малыша жизнедеятельности, даже если это сопряжено с некоторыми неудобствами нашей взрослой жизни. Если мы назовем игру помощью или работой, пусть она остается свободной и радостной для малыша. Мы будем учиться увлекать ребенка и будем стараться не мешать естественной детской увлеченности.


1. Для малыша, погруженного на первых порах в созерцание, необычайно важны молчаливые домашние рассказчики: картины на стенах, предметы на столах и полках, географические карты, фотографии, комнатные цветы...

2. Музыка. Пусть ее будет побольше. Негромкой, неназойливой, мелодичной. Пусть малыш живёт под музыку, пусть узнает ее, пусть подружится с той пластинкой, которая пришлась ему по душе. Не будем заглушать детскую восприимчивость к мелодии и ритму скучной тишиной или теле-радио-шумом.

3. Пойте малышу. Даже если у вас нет музыкального слуха и голоса, это вам простится. Колыбельная песня, песенка-игра или песня, помогающая топать по дороге, - это ниточки, связывающие нас с малышом особым образом. Это переживание для нас и для ребенка.

4. Читайте вслух стихи. Любые, не обязательно детские. В стихах тоже есть мелодия и ритм, пусть они поют ребенку о человеческом мире.

5. Танцуйте с малышом. Пока он не умеет ходить, мы можем с ним покружиться под музыку по комнате. А когда подрастет - будем давать ему случай и возможность танцевать самому, с нами и одному, если захочет. Музыка, соединенная с движением, радуют и развивают.

6. Игрушки. Не нужно заваливать ими ребенка. Можно какие-то игрушки на время убирать, потом они будут восприниматься малышом по-новому. Игрушки, побуждающие к деятельности, к творчеству, лучше прочих - если нравятся малышу. Не мешайте ребенку обращаться со своими игрушками, как он захочет. Даже когда он портит, разбирает, ломает их, он делает своё важное дело.

7. Пусть малыш рисует. Дайте ему цветные карандаши, мелки, краски и место для рисования. Не учите его рисовать, пусть фантазирует по-своему, как может и как хочет.

Пусть малыш лепит. Может быть, лучше детского пластелина самая обычная глина, накопанная во дворе, лишь бы она лепилась. Если глину растворить в воде, процедить сквозь сито и дать отстояться, сливая воду, у вас с малышом будет чудеснейший материал для воплощения фантазий.

8. Конструкторы, кубики, строительные наборы. Они могут быть самыми разными. Их можно покупать в магазинах, а можно изобретать и делать самим. И не печалиться, если малыш не сразу оценил новый материал. Пусть подождет своего часа. Рано или поздно пригодится.

И будем бережны к тем хрупким сооружениям, которые выросли под руками малыша. Если свежевыстроенная башня мешает нам ходить, наберёмся терпения, постараемся её обходить день, два или три. Может быть, наберемся самоотверженности и на неделю. У малыша свои века и эпохи, они куда скоротечнее наших.

9. Мы разглядываем с малышом картинки, рассказываем про то, что на них изображено. И постепенно вовлекаем в это малыша. Он становится нашим соавтором, а потом и самостоятельным рассказчиком. Позже мы перейдем к сочинению сказок и историй - может быть, уже и без картинок.

У нас могут оживать не только картинки, но и любая игрушка. Стоит только чуть-чуть помочь ей пошевелиться, сказать за нее несколько слов. Когда к нам присоединится малыш, мы можем разыгрывать уже целые сценки.

10. Когда можно учить ребенка читать? Если через игру, без принуждения, то как угодно рано. Пусть учится, если ему это интересно, узнавать буквы, слоги и слова. Пусть играет ими во всяких видах, осваивает их и пробует применить в дело.

Овладение родным языком - бескрайняя область. Легко придумать языковые игры: искать слова на одну букву, составлять маленькие слова из букв большого слова, да и просто рифмовать слова друг с другом. Хорошо, если малышу нравится запоминать стихи наизусть, это развивает и речь и память. Пусть запоминает и узнает поэтов. Все на пользу.

11. Если мы знаем иностранный язык, то вполне можем попробовать приучить к нему ребенка в том начальном возрасте, когда филологический багаж усваивается легко и играючи.

12. Цифры, счет, арифметика. Еще одна область, которой можно в раннем возрасте заниматься понемногу, играючи, избавляя малыша от скучных специальных занятий годы спустя.

Нам помогут часы, помогут календарь и термометр.

13. Будем особенно внимательны к развивающим играм. К играм, приучающим думать, побуждающим малыша активно пользоваться своими внутренними богатствами. Начиная с обычной детской пирамидки, мы даем ребенку особый материал для игры. Простые (а позже и сложные) головоломки, музыкальные инструменты, позволяющие легко извлекать звуки, игрушки, предназначенные для овладения формой и цветом, развивающие пространственное воображение и изобретательность. Что интересного предложим мы здесь малышу? Это зависит уже от нашей изобретательности. От нашей готовности читать книги о детском развитии, бегать по магазинам игрушек и мастерить самим то, что не удалось найти в готовом виде.

14. Природа - великий учитель, к которому мы каждый день можем обращаться вместе с нашим ребенком. Мы научимся узнавать по именам деревья, цветы и другие растения. Мы будем знакомиться с собаками, кошками и птицами.

Будем всматриваться в жуков, муравьев, гусениц и бабочек. Мы не раз выберемся в зоопарк. Деревья - естественное место детских игр. Рано или поздно ребенок научится лазить по ним. Может быть, лучше рано с нашей помощью, с подстраховкой, чем позже - без нас? Приучить его дружить с деревьями, любить их, радоваться им и уж конечно не вредить их существованию.

Пусть малыш чаще играет у воды. Песок, воздух, вода, движение, купание или плескание, солнце или тень - могут ли быть лучше условия для игры!.. Будем приучать малыша к плаванию, к дружбе с водной стихией.

15. Детская площадка: домики, качели, карусели, горки, турники, лесенки, да и все, что позволяет карабкаться, прыгать, висеть, качаться, осваивать трехмерное пространство. Место, где нельзя одергивать малыша. Можно быть начеку, подстраховывая его. Можно помочь ему там, где ему пока не хватает собственных сил и ловкости. Можно оживить все игрой, создавая ситуации, в которых сил и ловкости прибавляется, и наш малыш превосходит сам себя.

Песочница - классика ранних детских игр. Куча песка, открывающая безграничный изменчивый мир, одухотворяемый ребенком. Позаботимся о том, чтобы создать песчаный уголок там, где его не оказалось, будь то двор городского дома, деревенского или дачного. Заглянем к малышу, сидящему в песочнице, "отведаем" его куличиков, восхитимся строительным шедевром.

16. У нас множество возможных помощников по затеиванию физически полезных игр с ребенком. Мячи и мячики, бадминтон, санки (а позже лыжи и коньки), гимнастический обруч, скакалка, кегли...

17. Соревнование - это тоже игра. Игра, в которой ребенку становится посильным то, что казалось невозможным. Соревнование в чем угодно: в количестве приседаний или в скорости уборки игрушек, в сложении чисел или в рассказывании куклам сказок. Соревнование с ровесниками, с нами, с самим собой (вполне можно завести свою таблицу рекордов).

Вместе с тем соревнование, наверное, одна из самых опасных игр. Будем осторожны с нею! Игра, способная разжигать самолюбие и тщеславие, требует особой подстраховки, особого внимания с нашей стороны.

18. Позволим ребенку осваивать хозяйственные предметы (посуду, одежду и многое другое) на свой манер. Дадим ему возможность поиграть с ними, привыкнуть к ним. Когда он научится управляться с ними, ему будет легче понять их взрослое назначение.

19. Обращение с бытовыми приборами не должно быть чисто взрослой привилегией. Поделимся своими игрушками с малышом. Он сам сумеет нажать на кнопку магнитофона. Позже сам поставит пластинку на проигрыватель. Он научится крутить диафильм в фильмоскопе. А когда научится стучать пальчиком по клавишам пишущей машинки - что может быть лучше для усвоения букв! Какая бы интересная вещь ни завелась у нас в доме, подпустим к ней и ребенка, присматривая за ним.

20. Проще всего попрятать от ребенка опасные инструменты (а какие из них можно считать не опасными?). Сложнее, но полезнее познакомить его с молотком и с отверткой, с гвоздями, винтами и гайками. Даже ножницы и нож - при нашем сосредоточенном внимании - могут быть укрощены и перестать быть врагами.

21. Подметание пола может стать чудесной игрой - и когда с годами эта процедура станет дежурной обязанностью, в ней все же останется что-то приятное, напоминающее о детстве. В радость может быть обращено и обращение с половой тряпкой, и стирание пыли. Уборка игрушек и вещей. Поливка цветов. Мытье и вытирание посуды.

Стирка своих вещичек: если захочется, если интересно. Участие в приготовлении еды: если захотелось покрутить ручку мясорубки, если захотелось натереть яблоко на пластмассовой терке. А как увлекательно взбивать и смешивать! Неужели нам помешает неуклюжий поначалу энтузиазм малыша?..

Когда мы принесли из магазина сумку с продуктами, кому как не ребенку взяться разобрать то, что сможет? Выложить на стол, а позже и научиться раскладывать все по местам, в шкаф и в холодильник.

22. Возможность общения малыша с ровесниками во многом зависит от нас. Будем пробовать помочь ему в этом, не становясь излишне назойливыми, оставляя за ним выбор, которым мы располагаем во взрослой жизни: стремиться к общению или избегать его.

Мы можем принять участие в организации не только "комнатного" общения детей, но и уличного, дворового. Правда, нужно набраться решимости, чтобы взять на себя хлопоты общения с детворой. В любом дворе дети затеивают свои игры, набор которых не так уж велик. Мы можем внести свою лепту в дворовые традиции, вспомнив своё детство или покопавшись в книжках, описывающих подвижные игры. Пусть ребята попробуют играть в салочки, прятки, жмурки, вышибалы, в штандер, в царя горы...

23. Члены нашей семьи - разные люди. Наша родительская задача - помочь им не быть одинаково умилительными (у-тютю), вступая в общение с малышом. Помочь каждому из них найти свой способ, свою особенность контакта.

24. Самые лучшие игры изобретают для себя сами дети. И если они нашли в своей игре роль для нас, это большая честь. Постараемся быть достойными ее, не прятаться в дела и в хозяйственные заботы. Ведь то, что нам предлагают, важнее всего: общение с ребенком в его мире, на его языке. Будем покупателями в его магазине, пациентами в его поликлинике, клиентами в его парикмахерской - или даже стакимандами в его орпенкуарии... Разумеется, в мире детской игры мы окажемся довольно неуклюжими и бестолковыми, но ничего, наш наставник поможет нам.


Чего избегать

1. Не бить ребенка! Если вдруг не получилось удержаться, если наша большая и сильная рука шлепнула в раздражении по маленькой ручке, не привыкать к этому, не нашептывать себе оправдания.

Мы можем сорваться по тысяче причин. Вокруг нас множество источников стресса, хорошо защищенных от противодействия. Огромный соблазн - разрядиться на существе беззащитном. Соблазн, которому никак нельзя поддаваться.

2. Не лгать ребенку! Ни в крупном, ни по мелочам. Малыш, хоть по природе и доверчив, но очень чуток на правду и ложь. Завоевать его уважение и доверие - трудно, утратить - легко. Не подвергайте свои отношения с ребенком этому страшному и, по сути, бессмысленному испытанию.

Но если атмосфера дома пропитана ложью, если соврать по любому поводу в вашей семье не считается большим грехом, - трудно ждать, чтобы в такой обстановке малыш рос честным и искренним человеком.

3. Не запугивать малыша. Не подсовывать ему вместо дружественного и открытого мира - мир ощетинившийся и враждебный.

Не разочаровывать ребенка в жизни, даже если мы сами склонны к пессимистическому мировосприятию. Не дышать на детскую душу холодом и пустотой. Пусть она не будет подобна бледным и слабым растениям, проросшим в темноте, без солнечного света.

4. Не назидать. Занудные нотации, "растачивание мозгов" - самое беспомощное оружие воспитателя. Даже если мы добиваемся своего, плоские назидания въедаются в сознание, способствуя его примитивизации.

5. Не применять к ребенку насилия, даже если оно носит характер заботы. Не заставлять есть, если у ребенка сегодня нет аппетита; не укладывать окриком в постель, если он сегодня бодр и ему не спится. Это - преступление перед ребенком: "заботясь" о нем, доводить его до слез, до истерики... Даже если при этом вам и удалось влить в малыша лишнюю ложку супа, и если, утомившись от слез, он все же уснул, - ни сон, ни еда не оправдают тот урон, который причинили детской душе ваши крики, угрозы и шлепки.

6. Не считать малыша виноватым. Виноваты всегда мы, не сумевшие до него что-то донести, чему-то его научить, правильно сориентировать.

7. Не ограничивать понапрасну. Следить за каждым своим запретом - нужен ли он, не попробовать ли обойтись без него? Запреты облегчают нам жизнь, но вместе с тем что-то гасят в ребенке. Не обращаться к малышу с механическим "нельзя", пусть он привыкает к осмысленности границ поведения.

8. Не бояться активности ребенка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость.

Не бранить за порванную или испачканную одежду. Пусть одежда малыша будет проста, удобна и недорога. Недопустимо делать малыша заложником дорогих фирменных вещей, ставя их целостность выше естественных потребностей малыша в движении, в исследовании мира, в простой детской шалости.

9. Не причитать над ребенком, если он упал, ушибся, поранился. Но и не бранить его за неловкость, не осыпать угрозами, что "больше не пустим" (на горку, турник и т.п.) Облегчим малышу боль, посочувствуем, утешим, ободрим, ласково улыбнемся. Будем вместе с малышом учиться терпению и мужеству.

10. Не сюсюкать с ребенком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью. Да, ребенок познает мир прежде всего через игру, но игра эта должна быть игрой в правду, а не в притворство и ложь.

11. Ни в шутку ни всерьез не говорить ребенку: я тебя не люблю, я сейчас тебя брошу, обменяю на другого ребенка, отдам милиционеру. Отсюда могут зародиться в человеке внутренние зажимы и комплексы.

Не попрекать малыша тем, что мы для него делаем. Не упрекать его в неблагодарности. Любовь - не предмет рыночного взаимообмена.

12. Не привлекать ребенка для разрешения семейных конфликтов. Не требовать от него: "Скажи, кто из нас прав, мама или папа?" Подобные вопросы травмируют детскую душу, ввергают ее в смятение и отчаянье. А такие сцены, если они повторяются часто, неизбежно учат ребенка лицемерной науке приспосабливания.

13. Не демонстрировать ребенка окружающим. Не делать из него куклу для показа нарядной одежды. Не заставлять его повторять "на публику" удачно сказанные словечки. Не захваливать. Не превозносить над другими детьми. Все это исподволь развращает детскую душу.

14. Не потешаться над малышом и не выставлять его на посмешище. Особенно если малыш толстоват, неуклюж и не очень хорош собой. Полагая, что своими насмешками мы учим ребенка чувству юмора и самоиронии, мы на самом деле, сами того не желая, растим в нем обидчивого, недоверчивого, неуверенного в себе человека, которому будет очень трудно в жизни. Ему уже трудно.

15. Не бранить ребенка и не выяснять с ним отношения во время его болезни. (Даже если причиной болезни стало его непослушание). От наших упреков больной ребенок себя чувствует вдвойне несчастным и угнетенным. При таком настроении даже банальная простуда может протекать тяжело.

Помнить: есть дети, болеющие часто и подолгу не от физической слабости, а от недолюбленности. От того, что им скучно и безрадостно живётся. От перегруженности занятиями. От страха перед наказаниями. От семейных ссор. От того, что в родители им достались нудные, лишенные чувства юмора люди.

Помнить: здоровье ребенка зависит от морального здоровья семьи. От того, умеют ли члены семьи улыбаться и радоваться друг другу - и своему малышу.

16. Не вешать на малыша отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: ты лентяй, ты злой, ты врунишка. Наоборот, беречь его от нападок со стороны. Если он испугался съехать с горки на детской площадке и кто-то поспешил назвать его трусишкой, мы скажем, что это неправда, что наш малыш сегодня просто не в настроении.

17. Не превращать общение с ребенком в отбывание родительской повинности. Необходимо поддерживать в себе живой интерес к интересам малыша, как бы ни было это порою трудно по обстоятельствам нашей взрослой жизни.

Не будем нарушать данных ребенку обещаний, даже когда изменяются обстоятельства. Если мы пообещали ему пойти в парк, но полил дождь, не будем отменять прогулку. Наша родительская надежность важнее промокших ног, если малыш все же потянет нас выполнять обещание.

18. Не сосредотачиваться на себе, на своих взрослых ценностях. Детство грандиознее взрослой жизни. Скорее не мы, родители, даны детям для наставления их на путь истинный, а дети наши даны нам для очищения и просветления нашей души. Наше дело - помогая малышу входить в жизнь, не упустить этот свой шанс.

   
 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК