Виктор Кротов
Семейная педагогика Вышедшие книги Понимание другого
 
Из книги
 
 
на главную
 
 

От автора. Можно ли научить пониманию

Понимание, сочувствие, терпимость, толерантность - всё это качества, очень существенные для современного человека. В будущем их значение будет только расти. И заботиться об их формировании необходимо с детства. Особенно если темперамент или другие органические свойства ребёнка предрасполагают его к конфликтности и неприятию чуждого.

На нашей стороне много союзников. Гуманистическая и религиозная (подлинно религиозная) культура, семья как школа взаимоприятия, да и само свойство детской души с доверием относиться к окружающему миру...

Но и противников достаточно. Культ силы и агрессивности, национальные и политические идеологии, бытовая ксенофобия, пропаганда эгоистической самозацикленности, свойственная потребительскому обществу...

Тем не менее, тихая сказочная педагогика может оказать неоценимую помощь. Она может дать ребёнку спасительную прививку, которая поможет ему в дальнейшем оставаться собой в отношениях с другими людьми, не принимая вражду и конфронтацию за естественный способ существования.

Понимать того, кто не похож на тебя. Уметь перейти от отталкивания к сочувствию. Быть терпимым даже тогда, когда поведение другого человека тебя раздражает. Не стесняться проявлять внимание и уважение к людям с ограниченными возможностями. Уметь замечать положительное в непривычном. Великое дело - вовремя расположить ребёнка к такому стилю восприятия и поведения.


Раздел 2. Понимание, сочувствие, терпимость

Чем хороша сказочная педагогика - это тем, что она сводит к минимуму моральную проповедь. Она смещает акцент с нотации на изображение, с предписанных правил поведения на игровые ситуации, где в принципе всё возможно, но что-то вызывает симпатию, а что-то наоборот. Это даёт возможность расставлять дополнительные ударения и воспитателю, который имеет дело с конкретными детьми и с определёнными свойствами каждого из них.

Проблема понимания другого человека требует именно такой тонкой настройки. Можно узнать, с чем сталкивался малыш в своей короткой жизни, но трудно предугадать с чем именно он встретится завтра или послезавтра. Поэтому нуждается в одобрении всякое движение, направленное навстречу другой душе, особенно если привычных предпосылок для сближения мало или вовсе нет, а вместо них действуют силы отторжения.

Переводить негативную энергию восприятия в позитивную трудно даже взрослому человеку. Но, может быть, трудно именно за счёт того, что в детстве он не получил обратного навыка. Поэтому постараемся, чтобы наши дети этот навык вовремя получили.


Понимание - освоение другой жизни

Слово "понимание" ни в коем случае не должно создавать у нас впечатление, будто ребёнок должен рационально, логически понять любого другого человека. Ведь далеко не всякий взрослый на это способен, а тот, кто самоуверенно считает, что ему это удаётся, чаще всего предаётся иллюзии.

Скорее речь идёт не об умственном понимании, а о понимании душевном, располагающем нас к доброжелательному признанию права другого человека быть таким, каков он есть, даже если нас что-то задевает в его поведении. Но и здесь у ребёнка, пока что лишь постепенно выходящему из периода начального эгоцентризма, больше трудностей, чем у взрослых.

Нам надо стремиться переводить ощущение "он другой" из негативной тональности в позитивную. Другой - значит враждебный, чуждый? Нет, другой - значит дополняющий картину мира своей особой краской.


Сочувствие - готовность помочь

Ещё одной стороной восприятия другого человека является способность не только отстранённо понимать его, равнодушно признавая за ним право на существование, но понимать его с сочувствием. То есть с готовностью при необходимости помочь, принять участие в улучшении его судьбы.

Возможности ребёнка к практическому сочувствию деятельному и соучастию в жизни другого человека, естественно, невелики. Но чаще всего важен сам импульс, сам порыв к какому-то действию. Или даже чисто эмоциональная реакция.

Особенно важно сочувствие к тем, кому должно помогать общество. Ведь сегодняшняя социальная жизнь складывается из наших взрослых способностей к сочувствию, а завтрашняя будет складываться из будущих настроений сегодняшних детей. Внимание к старикам, к больным, к инвалидам, к детям, лишённым нормального детства, сочувствие нищим и бедным, к тем, с кем случилось несчастье, к лишённым свободы (заслуженно или нет, не так важно) - всё это необходимо ребёнку, и мы вовремя должны позаботиться об этом.


Терпимость - амортизатор отношений

Встречаются и достаточно сложные случаи взаимоотношений. Такие, когда ребёнку пока не даются ни понимание, ни сочувствие, потому что их место занято ненавистью или озлоблением. И тогда нам остаётся попробовать расположить его хотя бы к минимальной форме восприятия другого человека - к тому, что называют толерантностью или терпимостью.

Сказочная тональность - с её удивительными метаморфозами чужого в близкое - даёт особые возможности для различных подходов к этой теме. Но всё остальное зависит от воспитателя. Живые примеры из реальной детской жизни, создающие параллели сказочным ситуациям и персонажам, приложение образов сказки к реальной жизни, побуждение детей к тому, чтобы проиграть, а значит и пережить прочитанное, - здесь сказочное творчество переходит в педагогическое.


Раздел 3. Сказки в действии

В этом разделе собраны десять сказок и сказочных фрагментов, рекомендуемых для использования в русле темы понимания другого. К каждой из сказок даны два комментария: один до сказки, другой после. Однако эти комментарии ориентированы не только на каждый конкретный текст, они намечают общую методическую канву, подчёркивают общие принципы и возможности сказочной педагогики.

Особое значение имеют вопросы к сказке, которые предназначены для общения с детьми на затронутую в ней тему. О том, как пользоваться этими вопросами, подробнее сказано в первом разделе.


Червячок с пониманием

Червячок Игнатий - это не просто дождевой (то есть земляной) червячок, а очень понимающий. Ему есть о чём поговорить с каждым, кого он встречает в жизни. И все, кто с ним общается, чувствуют, что он их понимает.

Всё дело в том, что червячку Игнатию любой собеседник ИНТЕРЕСЕН. Он любит расспросить его, посочувствовать, подумать, чем можно помочь в затруднительной ситуации. Он может обнаружить кого-нибудь необычного даже там, где мы и не заметим. Как раз это и произошло в сказке, которая идёт ниже.

Червячок Игнатий рыхлит не только землю. Он рыхлит ещё и почву нашего общения - как и все мы, когда интересуемся друг другом, стараемся друг друга понять и друг другу посочувствовать.


Дождевой, земляной, воздушный, солнечный

Наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть. Весной, летом и осенью у него было много работы. Ведь он был дождевым червячком и занимался очень важным делом. Он рыхлил землю.

Если землю не рыхлить, она становится плотной и твёрдой. В такой земле корешкам трудно расти, дышать и добывать воду. Растения любят расти на рыхлой земле, в которой между земляными крупинками много воздуха и влаги.

Люди рыхлят землю особыми машинами или лопатами. Но у них не получается нормальных крупинок. Лучше всего рыхлят землю дождевые червячки. Они делают её пушистой и удобной для растений.

Этим и занимался червячок Игнатий. Он рыхлил землю замечательно. Вокруг его норки росли самые красивые цветы, самая зелёная трава, самые густые кусты и самые высокие деревья. Такая пушистая и удобная для растений была там земля.

Так вот, однажды, наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть. Он вылез наружу, и тут как раз пошёл дождик. Червячок Игнатий очень любил дождик, как и все дождевые червячки. Он растянулся на земле и с наслаждением мок. Но одна из струек дождя стала щекотать его так, что червячок Игнатий никак не мог от неё увернуться.

- Щекотно, щекотно!.. - засмеялся червячок Игнатий. - Зачем меня так щекотать? Как будто со мной водяной червячок играет!..

И вдруг струйка заговорила:

- А я и есть водяной червячок. Сейчас я лечу с тучи. Потом я поползу, потеку по земле, потом в землю - и буду там поить всякие корешки. Конечно, если земля рыхлая, а то самому мне прорыть её трудно.

- У меня здесь земля очень рыхлая, - с гордостью сказал червячок Игнатий. - Своё земляное дело я делаю так, что вы, водяной червячок, можете смело делать своё водяное дело. А как вас зовут?

Водяной червячок забулькал от удовольствия:

- Буль-буль! Буль-буль!.. Меня зовут Буль-Буль!.. А вы, наверное, червячок Игнатий. В нашей туче про вас рассказывали разные удивительные истории... А теперь мне пора. Дождик кончается. Пора отправляться вглубь...

Водяной червячок превратился в тоненький ручеёк и впитался в землю.

"Значит, не такой уж я дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Буль-Буль гораздо дождевее меня. Ведь он занят водяным делом. Нельзя же называться дождевым только потому, что от дождя приятно".

Дождь кончился, сквозь облака проглянуло солнышко, и червячку Игнатию приятно было погреться после купания. Вот только один из солнечных лучиков стал подогревать его так, что червячок не выдержал и взмолился:

- Пожалуйста, солнечный лучик, не будьте таким приставучим. Вы такой жаркий, а увернуться от вас почему-то не получается.

Вдруг лучик ответил:

- Я просто играл с вами, червячок Игнатий. Я ведь тоже червячок, только огненный. Меня зовут Жар-Жар. Я согреваю землю и даю свет растениям.

- Простите, - сказал червячок Игнатий, - что я не признал вас за червячка. Вы такой прямой!.. Хотя и я могу вытянуться в струнку...

- Не надо вытягиваться передо мной в струнку, червячок Игнатий, - сказал лучик, то есть огненный червячок. - Вам нужно быть гибким для вашей земляной работы. А мне пора заняться своей огненной работой. Надо посветить вон на тот одуванчик...

И огненный червячок скользнул в сторону.

Не успел червячок Игнатий подумать о новом знакомстве, как почувствовал лёгкий ветерок. Ветерок подул с одной стороны, потом с другой, а потом сказал:

- Между прочим, я тоже червячок. Воздушный. И зовут меня Дув-Дув. Я занимаюсь воздушной работой: несу воздух туда, где он нужнее. И я рад познакомиться с вами, червячок Игнатий. Вы ведь известный земляной червячок.

- Как вы сказали? - удивился червячок Игнатий. - Земляной, а не дождевой?..

- Конечно, земляной, - подтвердил невидимый Дув-Дув. - Вы же земляной работой занимаетесь. А я занимаюсь воздушной работой, и мне пора лететь дальше. Дышать всем нужно. Пока!..

"Да, наверное, я больше земляной червячок, чем дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Впрочем, дело не в названии, а в том, каким главным делом занимаешься".

Всё-таки ему нравилось называться дождевым червячком. Ведь так приятно полежать под дождём после работы!..


Своё и чужое

Как бы ни назывался червячок Игнатий, дождевым или земляным, но он очень человеческий. И те червячки, с которыми он познакомился, тоже напоминают нам о человеческих характерах. У каждого из них свои особенности, своё неповторимое занятие.

Может быть, и среди людей, среди детей есть разные характеры. Кто из них больше земляной и усердный? Кто - текучий и плескучий? Кто - воздушный и полётный? Кто - жаркий и темпераментный?

Не поиграть ли нам В РАЗНЫХ? С тем, чтобы каждый постарался разобраться, почему остальные - не такие, как он. И в чём это проявляется? И как добиться взаимопонимания? Усилим и подчеркнём особенности каждого, для того, чтобы их отметить и оценить в его пользу.


Возможные вопросы

- Чем ты любишь заниматься больше всего?

- Какое главное дело было у червячка Игнатия?

- А у водяного червячка Буль-Буля?

- А у огненного червячка Жар-Жара?

- А у воздушного червячка Дув-Дува?

- Были ли чем-нибудь похожи эти четыре червячка? Чем?

- Бывают ли люди такими разными, как эти червячки?

- Могут ли люди заниматься одним и тем же, но сильно отличаться друг от друга?

- Знаешь ли ты, каким должен быть тот, кто тебе нравится? Можешь описать его свойства?

- Твои друзья - они одинаковые или непохожие?

  
 
 Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК