От
автора. Можно ли научить пониманию
Понимание,
сочувствие, терпимость, толерантность - всё это качества,
очень существенные для современного человека. В будущем их
значение будет только расти. И заботиться об их формировании
необходимо с детства. Особенно если темперамент или другие
органические свойства ребёнка предрасполагают его к конфликтности
и неприятию чуждого.
На нашей
стороне много союзников. Гуманистическая и религиозная (подлинно
религиозная) культура, семья как школа взаимоприятия, да и
само свойство детской души с доверием относиться к окружающему
миру...
Но и
противников достаточно. Культ силы и агрессивности, национальные
и политические идеологии, бытовая ксенофобия, пропаганда эгоистической
самозацикленности, свойственная потребительскому обществу...
Тем не
менее, тихая сказочная педагогика может оказать неоценимую
помощь. Она может дать ребёнку спасительную прививку, которая
поможет ему в дальнейшем оставаться собой в отношениях с другими
людьми, не принимая вражду и конфронтацию за естественный
способ существования.
Понимать
того, кто не похож на тебя. Уметь перейти от отталкивания
к сочувствию. Быть терпимым даже тогда, когда поведение другого
человека тебя раздражает. Не стесняться проявлять внимание
и уважение к людям с ограниченными возможностями. Уметь замечать
положительное в непривычном. Великое дело - вовремя расположить
ребёнка к такому стилю восприятия и поведения.
Раздел 2. Понимание, сочувствие, терпимость
Чем хороша
сказочная педагогика - это тем, что она сводит к минимуму
моральную проповедь. Она смещает акцент с нотации на изображение,
с предписанных правил поведения на игровые ситуации, где в
принципе всё возможно, но что-то вызывает симпатию, а что-то
наоборот. Это даёт возможность расставлять дополнительные
ударения и воспитателю, который имеет дело с конкретными детьми
и с определёнными свойствами каждого из них.
Проблема
понимания другого человека требует именно такой тонкой настройки.
Можно узнать, с чем сталкивался малыш в своей короткой жизни,
но трудно предугадать с чем именно он встретится завтра или
послезавтра. Поэтому нуждается в одобрении всякое движение,
направленное навстречу другой душе, особенно если привычных
предпосылок для сближения мало или вовсе нет, а вместо них
действуют силы отторжения.
Переводить
негативную энергию восприятия в позитивную трудно даже взрослому
человеку. Но, может быть, трудно именно за счёт того, что
в детстве он не получил обратного навыка. Поэтому постараемся,
чтобы наши дети этот навык вовремя получили.
Понимание - освоение другой жизни
Слово
"понимание" ни в коем случае не должно создавать
у нас впечатление, будто ребёнок должен рационально, логически
понять любого другого человека. Ведь далеко не всякий взрослый
на это способен, а тот, кто самоуверенно считает, что ему
это удаётся, чаще всего предаётся иллюзии.
Скорее
речь идёт не об умственном понимании, а о понимании душевном,
располагающем нас к доброжелательному признанию права другого
человека быть таким, каков он есть, даже если нас что-то задевает
в его поведении. Но и здесь у ребёнка, пока что лишь постепенно
выходящему из периода начального эгоцентризма, больше трудностей,
чем у взрослых.
Нам надо
стремиться переводить ощущение "он другой" из негативной
тональности в позитивную. Другой - значит враждебный, чуждый?
Нет, другой - значит дополняющий картину мира своей особой
краской.
Сочувствие - готовность помочь
Ещё одной
стороной восприятия другого человека является способность
не только отстранённо понимать его, равнодушно признавая за
ним право на существование, но понимать его с сочувствием.
То есть с готовностью при необходимости помочь, принять участие
в улучшении его судьбы.
Возможности
ребёнка к практическому сочувствию деятельному и соучастию
в жизни другого человека, естественно, невелики. Но чаще всего
важен сам импульс, сам порыв к какому-то действию. Или даже
чисто эмоциональная реакция.
Особенно
важно сочувствие к тем, кому должно помогать общество. Ведь
сегодняшняя социальная жизнь складывается из наших взрослых
способностей к сочувствию, а завтрашняя будет складываться
из будущих настроений сегодняшних детей. Внимание к старикам,
к больным, к инвалидам, к детям, лишённым нормального детства,
сочувствие нищим и бедным, к тем, с кем случилось несчастье,
к лишённым свободы (заслуженно или нет, не так важно) - всё
это необходимо ребёнку, и мы вовремя должны позаботиться об
этом.
Терпимость - амортизатор отношений
Встречаются
и достаточно сложные случаи взаимоотношений. Такие, когда
ребёнку пока не даются ни понимание, ни сочувствие, потому
что их место занято ненавистью или озлоблением. И тогда нам
остаётся попробовать расположить его хотя бы к минимальной
форме восприятия другого человека - к тому, что называют толерантностью
или терпимостью.
Сказочная
тональность - с её удивительными метаморфозами чужого в близкое
- даёт особые возможности для различных подходов к этой теме.
Но всё остальное зависит от воспитателя. Живые примеры из
реальной детской жизни, создающие параллели сказочным ситуациям
и персонажам, приложение образов сказки к реальной жизни,
побуждение детей к тому, чтобы проиграть, а значит и пережить
прочитанное, - здесь сказочное творчество переходит в педагогическое.
Раздел 3. Сказки в действии
В этом
разделе собраны десять сказок и сказочных фрагментов, рекомендуемых
для использования в русле темы понимания другого. К каждой
из сказок даны два комментария: один до сказки, другой после.
Однако эти комментарии ориентированы не только на каждый конкретный
текст, они намечают общую методическую канву, подчёркивают
общие принципы и возможности сказочной педагогики.
Особое
значение имеют вопросы к сказке, которые предназначены для
общения с детьми на затронутую в ней тему. О том, как пользоваться
этими вопросами, подробнее сказано в первом разделе.
Червячок с пониманием
Червячок
Игнатий - это не просто дождевой (то есть земляной) червячок,
а очень понимающий. Ему есть о чём поговорить с каждым, кого
он встречает в жизни. И все, кто с ним общается, чувствуют,
что он их понимает.
Всё дело
в том, что червячку Игнатию любой собеседник ИНТЕРЕСЕН. Он
любит расспросить его, посочувствовать, подумать, чем можно
помочь в затруднительной ситуации. Он может обнаружить кого-нибудь
необычного даже там, где мы и не заметим. Как раз это и произошло
в сказке, которая идёт ниже.
Червячок
Игнатий рыхлит не только землю. Он рыхлит ещё и почву нашего
общения - как и все мы, когда интересуемся друг другом, стараемся
друг друга понять и друг другу посочувствовать.
Дождевой, земляной, воздушный, солнечный
Наработавшись,
червячок Игнатий решил передохнуть. Весной, летом и осенью
у него было много работы. Ведь он был дождевым червячком и
занимался очень важным делом. Он рыхлил землю.
Если
землю не рыхлить, она становится плотной и твёрдой. В такой
земле корешкам трудно расти, дышать и добывать воду. Растения
любят расти на рыхлой земле, в которой между земляными крупинками
много воздуха и влаги.
Люди
рыхлят землю особыми машинами или лопатами. Но у них не получается
нормальных крупинок. Лучше всего рыхлят землю дождевые червячки.
Они делают её пушистой и удобной для растений.
Этим
и занимался червячок Игнатий. Он рыхлил землю замечательно.
Вокруг его норки росли самые красивые цветы, самая зелёная
трава, самые густые кусты и самые высокие деревья. Такая пушистая
и удобная для растений была там земля.
Так вот,
однажды, наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть.
Он вылез наружу, и тут как раз пошёл дождик. Червячок Игнатий
очень любил дождик, как и все дождевые червячки. Он растянулся
на земле и с наслаждением мок. Но одна из струек дождя стала
щекотать его так, что червячок Игнатий никак не мог от неё
увернуться.
- Щекотно,
щекотно!.. - засмеялся червячок Игнатий. - Зачем меня так
щекотать? Как будто со мной водяной червячок играет!..
И вдруг
струйка заговорила:
- А я
и есть водяной червячок. Сейчас я лечу с тучи. Потом я поползу,
потеку по земле, потом в землю - и буду там поить всякие корешки.
Конечно, если земля рыхлая, а то самому мне прорыть её трудно.
- У меня
здесь земля очень рыхлая, - с гордостью сказал червячок Игнатий.
- Своё земляное дело я делаю так, что вы, водяной червячок,
можете смело делать своё водяное дело. А как вас зовут?
Водяной
червячок забулькал от удовольствия:
- Буль-буль!
Буль-буль!.. Меня зовут Буль-Буль!.. А вы, наверное, червячок
Игнатий. В нашей туче про вас рассказывали разные удивительные
истории... А теперь мне пора. Дождик кончается. Пора отправляться
вглубь...
Водяной
червячок превратился в тоненький ручеёк и впитался в землю.
"Значит,
не такой уж я дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Буль-Буль
гораздо дождевее меня. Ведь он занят водяным делом. Нельзя
же называться дождевым только потому, что от дождя приятно".
Дождь
кончился, сквозь облака проглянуло солнышко, и червячку Игнатию
приятно было погреться после купания. Вот только один из солнечных
лучиков стал подогревать его так, что червячок не выдержал
и взмолился:
- Пожалуйста,
солнечный лучик, не будьте таким приставучим. Вы такой жаркий,
а увернуться от вас почему-то не получается.
Вдруг
лучик ответил:
- Я просто
играл с вами, червячок Игнатий. Я ведь тоже червячок, только
огненный. Меня зовут Жар-Жар. Я согреваю землю и даю свет
растениям.
- Простите,
- сказал червячок Игнатий, - что я не признал вас за червячка.
Вы такой прямой!.. Хотя и я могу вытянуться в струнку...
- Не
надо вытягиваться передо мной в струнку, червячок Игнатий,
- сказал лучик, то есть огненный червячок. - Вам нужно быть
гибким для вашей земляной работы. А мне пора заняться своей
огненной работой. Надо посветить вон на тот одуванчик...
И огненный
червячок скользнул в сторону.
Не успел
червячок Игнатий подумать о новом знакомстве, как почувствовал
лёгкий ветерок. Ветерок подул с одной стороны, потом с другой,
а потом сказал:
- Между
прочим, я тоже червячок. Воздушный. И зовут меня Дув-Дув.
Я занимаюсь воздушной работой: несу воздух туда, где он нужнее.
И я рад познакомиться с вами, червячок Игнатий. Вы ведь известный
земляной червячок.
- Как
вы сказали? - удивился червячок Игнатий. - Земляной, а не
дождевой?..
- Конечно,
земляной, - подтвердил невидимый Дув-Дув. - Вы же земляной
работой занимаетесь. А я занимаюсь воздушной работой, и мне
пора лететь дальше. Дышать всем нужно. Пока!..
"Да,
наверное, я больше земляной червячок, чем дождевой, - подумал
червячок Игнатий. - Впрочем, дело не в названии, а в том,
каким главным делом занимаешься".
Всё-таки
ему нравилось называться дождевым червячком. Ведь так приятно
полежать под дождём после работы!..
Своё и чужое
Как бы
ни назывался червячок Игнатий, дождевым или земляным, но он
очень человеческий. И те червячки, с которыми он познакомился,
тоже напоминают нам о человеческих характерах. У каждого из
них свои особенности, своё неповторимое занятие.
Может
быть, и среди людей, среди детей есть разные характеры. Кто
из них больше земляной и усердный? Кто - текучий и плескучий?
Кто - воздушный и полётный? Кто - жаркий и темпераментный?
Не поиграть
ли нам В РАЗНЫХ? С тем, чтобы каждый постарался разобраться,
почему остальные - не такие, как он. И в чём это проявляется?
И как добиться взаимопонимания? Усилим и подчеркнём особенности
каждого, для того, чтобы их отметить и оценить в его пользу.
Возможные вопросы
- Чем
ты любишь заниматься больше всего?
- Какое
главное дело было у червячка Игнатия?
- А у
водяного червячка Буль-Буля?
- А у
огненного червячка Жар-Жара?
- А у
воздушного червячка Дув-Дува?
- Были
ли чем-нибудь похожи эти четыре червячка? Чем?
- Бывают
ли люди такими разными, как эти червячки?
- Могут
ли люди заниматься одним и тем же, но сильно отличаться друг
от друга?
- Знаешь
ли ты, каким должен быть тот, кто тебе нравится? Можешь описать
его свойства?
- Твои
друзья - они одинаковые или непохожие?
|