|
Ожившие
страницы Библии
Когда
читаешь эту книгу, кажется, что путешествуешь на машине времени.
И попадаешь в такие места и в такие обстоятельства, которые
связаны с ключевыми моментами библейской истории. Люди, которых
мы представляли себе величественно-далёкими, оказываются рядом.
Они удивительно похожи на сегодняшних людей. И вдруг мы начинаем
понимать, что же это такое - участие в Божьем замысле. Не
только понимать, но и воочию видеть.
Пьесы
Евгения Глушакова позволяют нам пережить великие библейские
события как часть собственной жизни. Обдумать их - и принять
близко к сердцу. Это пьесы разного объёма, разной сложности
сценического исполнения, но работа по их постановке будет
интересна и любителям, и профессиональному режиссёру. Вместе
с тем интересно просто читать их. Благодаря тому, что автор
прекрасно владеет библейским текстом, благодаря глубокому
и самобытному пониманию материала, лёгкому юмору, чтение увлекает
и побуждает к самостоятельному осмыслению страниц той великой
Книги, которая важна для каждого христианина.
Сборник
состоит из двух разделов. Первый из них посвящён евангельским
событиям, особенно значительным для христианина, - и поэтому
вынесен вперёд. Он начинается с темы Рождества. В пьесе "Вифлеемская
звезда" Рождество показано с самых разных точек зрения
- через Иосифа и Марию, царя Ирода, волхвов, пастухов... У
каждого своё отношение к происходящему. И вместе с тем великое
Чудо обнимает всех.
Воскрешение
дочери Иаира ("Чистые сердцем узрят Бога") - ещё
одно чудо. Свой отклик на него у комичного шарлатана-врача,
у двуличного Иуды, у мечущегося Иаира, - и, наконец, у его
дочери, к которой больше всего относится это "чистые
сердцем"... Сплетение характеров и отношений, среди которого
раздаётся простое и могущественное "Встань!".
Пьеса
"Коротышка Закхей" посвящена посещению Иисусом дома
мытаря. Сначала может показаться: а здесь-то какое чудо? Но
читая пьесу, мы убеждаемся, что чудо может быть обращено и
к одному-единственному человеку - к тому, кто этого чуда ждёт,
иногда не смея даже на него надеяться.
В последней
пьесе евангельского раздела ("Голгофа, или Прозрение
Иуды") - и крестный путь Иисуса, и душевные терзания
Иуды, и обращение распятия в победу над смертью. Каждый персонаж,
будь то апостол, воин или разбойник, высвечен здесь в соответствии
со своим характером и в преображающем свете страданий, гибели
и воскресения Христа.
Во второй
раздел вошли две пьесы, посвящённые непростым событиям, отражённым
в Ветхом Завете и особенно явно обозначающим необходимость
Нового Завета. Поэтому тот, кто предпочитает строгий хронологический
подход, может начать чтение именно со второго раздела, а потом
уже приняться за первый.
В "Царских
вратах" рассказывается история отношений царя Давида
с Вирсавией. Болезненная и безуспешная борьба великого псалмопевца
с овладевшей им страстью показывает всю сложность столкновения
человеческого хотения с Божественной волей.
Напряжённое
действие разворачивается и в пьесе "Блудница", написанной
по книге пророка Осии. Здесь желание пророка всей своей жизнью
отвечать велениям Бога, какими бы странными и невыполнимыми
они ни выглядели бы с человеческой точки зрения, обращает
его жизнь в символ и предвестие евангельских времён.
* * *
Автор
этой книги, Евгений Борисович Глушаков, родился в 1947 году.
Он рано начал писать стихи и всю жизнь занимается литературным
творчеством, но далеко не ограничивается им. Закончил институт
по специальности "экспериментальная ядерная физика",
хотя позже литература взяла верх над наукой. Ведёт литературное
объединение, выступает с лекциями, посвящёнными творчеству
русских поэтов. А ещё - занимается с дворовой ребятнёй, возит
её по музеям, организовал детский футбольный клуб "Добрыня".
Его перу принадлежит поэма о Христе "Сын Человеческий".
Пьесы
Евгения Глушакова, с их умудрённым видением древней жизни
и её духовного наполнения, несомненно, окажутся прекрасным
материалом для сценического воплощения. Книга послужит первым
шагом к этому. Но и сама по себе она заслуживает всяческого
внимания. Образная, полная живых персонажей и оригинальных
подходов к нашим привычным представлениям, она будит интерес
к Священному Писанию и к тем проблемам, с которыми каждый
из нас сталкивается и в своей душе, и в окружающем нас мире.
(из
книги Евгения Глушакова "Ковчег Иисуса", М., 2003)
|