|
Можно
ли у нас сейчас быть философом?
Философия
в академическом смысле слова представляется нам в виде библиотеки
фолиантов, где собраны творения великих умов древности и современности,
признанных философами, и бесчисленные ученые труды, комментирующие
и анализирующие их. И современный философ - это прежде всего
ученый, вобравший всю предыдущую мудрость и уточняющий ее
кое-где в отдельных деталях.
В принципе, мы готовы допустить, что где-то ходит по земле
новый философ, чьи мысли станут важными для человечества и
чьи книги будут читать и обсуждать наши потомки. Но трудно
представить, чтобы он жил среди нас, в нашей взбудораженной
стране, в наше сумбурное время. Нам бы выжить, нам бы оправиться
от потрясений, от материальной и моральной разрухи, нам бы
встать на ноги...
Но вот
погружаешься в неторопливый, раздумчивый, совершенно не публицистичный,
на первый взгляд, "Словарь" - и постепенно все отчетливее
понимаешь, что, может быть, и невозможно по-настоящему встать
на ноги без этой спокойной вдумчивой работы, без стремления
въесться в глубинную суть явлений, без желания понять, что
действительно стоит за каждым словом, которым мы пользуемся
направо и налево. Может быть, философия - самая важная сейчас
для нас публицистика.
Открываю
наугад:
"Государство
- территория власти..."
Уже этот афоризм, острый, простой и точный, по-своему разворачивает
перед нами привычное слово - и дальше многое можно продолжить
уже самому. Из этого определения, как из высокого окна, можно
рассмотреть и прошлое и настоящее.
Автор подталкивает нас к размышлениям - и сам присоединяется
к ним.
Внимание к слову, к понятию, к смыслу насыщает особой энергией
уже первую книгу Круглова: "Формулы", вышедшую в
1990 году. Но "Формулы" представляют собой как бы
одно большое эссе, переливающееся оттенками мысли и переходящее
от темы к теме почти незаметно. В этом есть своя философическая
прелесть, облегчающая позицию читателя, некоторая произвольность,
несистемность размышлений, допускающая произвольность, несистемность
восприятия.
"Словарь" - книга более кристаллизованная. Внешне
бесстрастный алфавитный порядок будит ассоциацию с энциклопедической
традицией, возбуждает волю и мужество к пересмотру привычных
обществу истин.
Почти
каждая из статей "Словаря" словно взрывает рассматриваемое
понятие на множество смыслов. Но внимание к каждому из них
снова соединяет эти разные смыслы и возможные их толкования
в единую, по-новому единую картину.
Закончилось
время обязательных идеологических клише. Но закончилось вместе
с ним и время диссидентской контркультуры, когда достаточно
было думать не так, как положено, чтобы окружающие уважали
тебя за внутреннюю смелость. Пришло время ориентироваться
свободно. Ориентироваться не только в рыночных вопросах, но
и в вопросах мировоззренческих. Ориентироваться самостоятельно,
чтобы быть личностью, а не частицей толпы. И нам необходимо
замечать философов, живущих среди нас, переживающих то же,
что и мы, но обладающих особым даром говорить обо всем на
языке главных ценностей человеческой жизни.
И еще
об одной особенности стиля. Может быть, самой значительной
его особенности. Это - афористичность. А что говорит об афоризме
сам автор?...
"Афоризм
- высказывание, черпающее убедительность в четкости формулировки".
И добавляет:
"Афоризм
- это определенное высказывание. Самый честный жанр".
И тут
же сталкивает это суждение с антитезой:
"Афоризм
- многозначительная недосказанность. Само надувательство".
Надо
ли говорить, что такое предупреждение может исходить только
от человека, испытывающего антипатию к красноречивому надувательству?
На книги
Круглова я вышел, собирая афоризмы для "Словаря парадоксальных
определений". К тому времени в моем словаре скопились
уже афоризмы-определения свыше тысячи авторов всех времен
и народов. Были в нем и свои рекордсмены - такие как Амброз
Бирс, Поль Декурсель или Генри Менкен. Но тут, перелистывая
страницы "Формул" и "Словаря", я почувствовал
себя как грибник в заповедном лесу, и корзина моя наполнялась
с удивительной скоростью. Удивительным было и качество моего
урожая: афоризмы Круглова нисколько не померкли, оказавшись
рядом с изречениями и великих умов античности, и французских
остроумцев, и восточных мудрецов.
В данное
издание вошли (в большинстве случаев в новой редакции) наиболее
афористичные определения из книг "Формулы" (М.,
Прометей, 1990) и "Словарь А-И" (М., Гнозис, 1994),
из материалов к неопубликованным пока второй и третьей частям
"Словаря", статей в журнале "Здравый смысл",
а также новые афоризмы.
(Послесловие
к книге Александра Круглова "Первые приближения")
|