|
Легенда
о родителях
Давным-давно,
в конце второго тысячелетия, в начале двадцатого столетия,
появились на свет мальчик Ганя и девочка Муся.
Жили
они совершенно в разных местах, и много где побывали, прежде
чем встретились друг с другом.
Ганя родился в далёком сибирском городе, в русской семье -
такой русской, что больше некуда. Дед его был углежогом, отец
был столяром и книготорговцем, а мать вела хозяйство и управлялась
с многочисленными детьми.
Муся родилась в небольшом белорусском городке, в еврейской
семье - такой еврейской, что больше некуда. Дед её был цадиком,
резником и переписчиком Торы, отец был врачом, а мать учительницей.
Ганя рано начал самостоятельную жизнь. Он сменил много городов
и занятий, набрался ума-разума от многих замечательных людей,
учился на художника, стал учителем, а когда началась война
- пошёл воевать добровольцем и получил много наград за особую
отвагу. Он побывал во многих странах и всюду старался понять,
как люди учат и воспитывают детей. С фронта он посылал письма
в "Учительскую газету" и в Наркомпрос - с мыслями
о послевоенной педагогике.
Муся была девочкой умной и непрактичной. Поступать в московский
Институт философии, литературы, истории отец отвёл её за руку.
Война и эвакуация в Сибирь стали для неё заменой выпускных
экзаменов. Она работала воспитателем в детском туберкулёзном
санатории, а вернувшись в Москву, стала школьной пионервожатой,
а потом учительницей. Со своими школьниками она написала письмо
автору заметки в "Учительской газете" и вложила
его в собранную ими фронтовую посылку.
Так Ганя и Муся познакомились - сначала в письмах, а потом
Ганя приехал в Москву на побывку. И ещё приезжал, и они полюбили
друг друга, и поженились. Гане тогда было тридцать пять лет,
а Мусе на десять лет меньше.
Когда
война закончилась и Ганя приехал к Мусе насовсем, они пошли
в Наркомпрос и попросили послать их на работу в детский дом.
Учителя были тогда в цене, и им предложили выбирать из лучших
московских детдомов. Но у них были другие планы. Они хотели
работать подальше от столицы, в провинции, в каком-нибудь
из самых запущенных детдомов.
Они оказались
настоящими педагогами. Там, где они работали, Ганя разбивал
с детьми цветники и заводил подсобное хозяйство, запускал
с ними змеев и воздушные шары из папиросной бумаги, делал
модели кораблей и самолётов. Муся организовывала внешкольные
занятия, игры, самодеятельность. Они превращали трудовые обязанности
в увлекательное времяпрепровождение, а досуг в праздник. Они
давали детям то, что не мог дать никто из окружающих.
Но окружающих это не устраивало. Ганя и Муся мешали персоналу
разворовывать то, что предназначалось детям, мешали другим
воспитателям вести спокойную жизнь, они пробуждали в своих
подопечных инициативу, которая напрочь не нужна была тем,
кто привык командовать.
Настоящие
педагоги нужны были детям, но не взрослым.
И неумолимо
происходило то, что должно было происходить: Ганю с Мусей
выживали. По-разному, так или этак, но в каждом детдоме кончалось
тем, что от них избавлялись.
А они
- неутомимо просились в очередной запущенный детдом и начинали
там всё сначала.
У них
появился сын, но это не мешало им продолжать свою педагогическую
деятельность - и свои странствия из детдома в детдом.
Только когда через несколько лет появился второй сын и когда
им окончательно стало понятно, что долго им нигде не удержаться,
они вернулись в Москву. Муся стала снова работать в школе.
Ганя работал то в школе, то в одном из московских детдомов.
А летом они ездили работать в пионерские лагеря.
Обычно
в пионерском лагере Муся работала воспитателем, а Ганя вёл
кружок "Умелые руки". И там, где они работали, всегда
происходило что-нибудь необычное. Взлетали над лагерем воздушные
шары и коробчатые змеи. Устраивались в конце каждого месяца
феерические карнавалы, подготовка к которым занимала весь
месяц. И каждый день был наполнен множеством тех незаметных,
но ощутимых событий, из которых и состоит педагогика.
Однако
для Гани всё это было лишь полигоном идей, нуждавшихся в гораздо
больших масштабах. Он нашёл единомышленников, мечтавших о
постепенном, незаметном и мощном педагогическом преображении
общества. И когда, после крушения тирана, один из политиков,
рвущихся к власти, предложил им составить для него педагогический
раздел программного документа, они с радостью взялись за работу.
Но к власти пришёл другой политик. И его команда принялась
методично расправляться с командой противника. Дошла очередь
и до Гани.
В то
время старались не заводить политических дел, обходиться уголовными.
Организовали уголовное дело и для Гани. Дело, хотя и шитое
белыми нитками, было увесистым, и когда третьему сыну Гани
и Муси было полтора года, началась самая трудная эпоха их
жизни.
Гане
было тогда сорок восемь лет, а Мусе на десять лет меньше.
Никакие лагеря не могли укротить Ганю. Он разводил в зоне
цветы, вёл задушевные беседы с уголовниками, писал книги о
том, какой должна быть система перевоспитания преступников,
писал и рисовал множество книжек для своих трёх сыновей, разрабатывал
проекты сельскохозяйственной самоокупаемости лагерных пунктов.
А ещё - писал статьи о тирании, которая сохранилась после
тирана, о глупости правителей и нелепостях правления. Некоторые
из этих статей удавалось переслать на волю и даже заграницу.
Некоторые не удавалось: их перехватывали.
Перехваченного
было достаточно, чтобы судить Ганю ещё раз, уже по-свойски,
закрытым судом, прямо в тех местах, где он уже находился.
Его объявили рецидивистом и перевели в лагерь строгого режима.
В общей сумме ему пришлось просидеть почти восемнадцать лет.
В одном
из писем, посланных в обход цензуры, Ганя предложил Мусе уехать
с детьми в другую страну - ту, где публиковали его статьи.
Она наотрез отказалась. "Ваше счастье, что отказались
- сказали ей как-то надзиратели за населением. - А то и вам
бы не поздоровилось". Всё-то они знали...
Муся уезжать не могла и не хотела.
Она снаряжала
Гане посылки - каждый раз, как наступал допущенный правилами
срок. Ездила к нему на все дозволенные свидания: сначала сама,
потом по очереди со старшим сыном. Писала Гане письма с подробными
отчетами о всей семейной жизни. Приучала писать и детей.
Она преподавала
в школе русский язык и литературу. Законченное, но не оформленное
из-за войны высшее образование ей не зачли, а зарплата без
диплома была очень уж маленькой. Муся поступила в вечерний
педагогический институт и закончила его с блеском, готовясь
к занятиям после проверки бесчисленных кип ученических тетрадей.
Стала завучем, продолжая преподавать свои предметы, а в случае
необходимости заменяя заболевших учителей английского и истории,
географии и обществоведения. Вела кружки и факультативы, устраивала
вечера, утренники, праздники и экскурсии.
Летом
Муся работала в пионерских лагерях, привлекая себе в помощники
сыновей: сначала одного, потом другого, потом третьего.
Ганя тоже сотрудничал с детьми. Всё, что он узнавал из писем,
возвращалось к ним в виде цветных разрисованных и написанных
от руки книжек. Ему не позволяли писать своего, он пересказывал
чужое, и ухитрялся передавать во время свиданий исписанные
мелким почерком тетради, в которых новые герои старых книг
действовали в новых условиях, очень напоминавших сегодняшнюю
жизнь. А однажды Ганя передал для младшего сына целый замок
с крепостными стенами, башнями, воротами, стражниками и воинами
- замок, который долго служил украшением детских игр.
В лагере
Ганя был художником. Он писал объявления и таблички, оформлял
всё, что можно было украсить. В клубе прилагерного посёлка
он разрисовал все стены и простенки сюжетами русской истории
и литературы.
И вот наконец Ганя снова оказался на свободе. В Москве ему
жить не дали. К счастью, удалось купить домик в маленькой
деревне Калужской области. Деревня называлась Бавыкино.
Муся
сначала разрывалась между Бавыкино и Москвой, между Ганей
и своим отцом, у которого развивалось тяжёлое заболевание
крови. Когда же отца не стало, она тоже переселилась в деревню.
Гане было тогда шестьдесят шесть лет, а Мусе на десять лет
меньше.
Они стали
жить на земле. Для Гани это была свобода - после лагерей,
после милицейских преследований на московской квартире. Для
Муси, интеллигентной горожанки, это было непростым испытанием:
жить без водопровода, без телефона, вести деревенское хозяйство,
копать грядки, рыхлить, поливать, удобрять, помогать Гане
ухаживать за курами, за кроликами, одно время даже за козами...
К их
дому местные жители водили своих гостей на экскурсию. Пустырь,
не так давно поросший чертополохом, превратился в небольшой
парк, где росли сосны, названные именами внуков, дубки, у
которых поначалу куры пытались склевать верхушки, лиственницы,
под которыми завелись маслята, огромные можжевельники, похожие
на кипарисы, сирень: белая и лиловая, простая и махровая...
И много ещё всего разного. Откуда только ни приносил Ганя
крошечные деревца! Из ближних и дальних лесов, из оврага,
из заброшенной деревни - когда сам, когда с сыновьями, особенно
если надо было перетащить куст калины или орешника с комом
земли.
Дом был
увит плющом и диким виноградом. По забору вился хмель. И повсюду
росли всевозможные цветы - им особенно покровительствовала
Муся. Громадный пионовый куст, взлетающие вверх космеи, "аленький
цветочек" - кариопсис, бесчисленные сорта циний и астр,
белый табак, ночной аромат которого обволакивал скамейку в
саду, многоэтажный люпинус, ирисы - цветы, которые Ганя выращивал
для Муси ещё во времена странствий по детдомам...
Был,
конечно, и сад-огород: с яблонями, грушами, сливами, вишнями,
с аккуратными грядками овощей и зелени, со стенками фасоли
или бобов, с золотыми головами подсолнухов. Повсюду, не только
в саду, но и на тропинке к колодцу, и вокруг спортивной площадки
можно было угоститься крыжовником, смородиной или малиной.
Впрочем, для любителей была проложена и целая малиновая аллея.
К бавыкинским
временам у Гани с Мусей уже были внуки, число их постепенно
пополнялось, их было уже семеро. И деревенский дом превратился
в педагогический заповедник.
Качели,
песочницы, душ в виде избушки на курьих ножках, на двери погреба
- резная фигура герцога Норфолькского, героя детских игр младшего
сына, чердак, превращённый в большую игровую комнату, с помостами,
столиками, дверцами, закутками, русская печь, разрисованная
русскими сказками, забавные панно по всему периметру жилой
комнаты, сказочные картины повсюду, деревенская стихотворная
газета, аптечка с доктором Айболитом и чулан для варенья с
Карлсоном... Даже карнизы с занавесками - это дед и бабка
с разведёнными в стороны руками.
Во что
только ни играли в бавыкинском доме, на круглом столе, раздвигающемся
в овал, под уютным оранжевым абажуром! В шахматы и в шашки,
в поддавки и в щелкунчики, в домино, в рич-рач, в бирюльки,
в монопольку, во всевозможные словесные игры и в игры, выдуманные
самими детьми... А, вот во что не играли: в карты.
И здесь,
как всюду, тоже взмывали в небо воздушные змеи...
Восемь лет бавыкинской жизни было отпущено Гане. Потом подошло
время ухода из жизни в легенду. Случилось это зимой, как Ганя
и предчувствовал. Земля была под снегом, работать было нельзя,
до весны было далеко. Отпраздновал с внуками Новый год и ушёл.
В том начинавшемся году ему исполнилось бы семьдесят четыре
года. Муся осталась одна.
Конечно,
не одна. Конечно, были сыновья, внуки... И всё-таки одна.
На зиму
она уезжала в Москву. Там помогала управляться с бытом и детьми
то младшему сыну, то среднему. И всю зиму мечтала о том дне,
когда снова окажется в Бавыкино. Каждый год из тех двенадцати
с лишним лет, что она провела без Гани. Пока не подошла зима,
пережить которую ей не было дано. Было ей семьдесят шесть
лет.
Оба они похоронены там, в Бавыкино. Их фотографии рядом: Ганя
задумчиво смотрит на Мусю, а Муся, чуть улыбаясь, смотрит
на всех нас...
(В книге М. Кротовой "Бавыкинский дневник", М, 1998)
|