Виктор Кротов
Проза Вышедшие книги Массаж мысли
 
Сопроводительные тексты
 
 
на главную
 
ппп
  Вступление - это рука, заботливо поданная автором читателю, чтобы он не споткнулся об неожиданность.
       
 

АННОТАЦИЯ

В этой книге собраны произведения разных жанров, которые объединяет лаконичность и парадоксальность. Автор различными путями - от иносказания до прямого определения - пытается пробиться вместе с читателем к важнейшим представлениям человеческой жизни. На это работают и метафорические сны, и притчи-эссе, и притчи-сказки. Этому посвящены афоризмы из "Словаря парадоксальных определений".

Книга будет интересна ищущей молодёжи, философам и психологам, учителям и воспитателям, всем, кого волнует глубинное осмысление проблем внутренней жизни человека.


ОТ АВТОРА

Мир сказок, притч, снов может показаться большим маскарадом. В некотором отношении так оно и есть. Мы получаем возможность примерять на себя самые различные маски. Маски персонажей, наряды поступков, декорации ситуаций... Маскарад и есть маскарад. Но этот маскарад создаёт замечательные условия для внутренней работы.

Важнее всего для человека - ориентироваться в жизни. И важнее, чем ориентироваться в жизни внешней, - ориентироваться в жизни внутренней. Вот на эту внутреннюю ориентацию работают притча, сказка, парадокс. Они помогают там, где кончается власть логики, рационального мышления. Там, где обыденное пытается уговорить нас, что не существует иного.

Не будем путать притчу с басенной моралью, с назиданием. Притча - это маскарад, танец, кружение вокруг тайны. Шагнуть к тайне можно лишь за пределами слов. Это уже событие личной жизни, результат личного усилия.

Суть той работы, к которой располагают нас притча и парадокс, ярко проявляется, например, в жанре коана. Коан используют в обучении своих учеников мастера дзэн. Это очень короткое изложение ситуации, или её демонстрация, или даже просто вопрос, разрешающую концовку которого должен найти тот, кому коан предложен его духовным наставником ради прорыва к истине, к озарению. Решение коана не является словесным, это не досказывание недосказанной истории. Это способность войти в предложенный тебе условный мир и вынести из него искру реального постижения, которое навсегда останется с тобой.

Если эти свойства мира притчи покажутся вам слишком замысловатыми, не огорчайтесь. Притча может вас развлечь, позабавить - наподобие анекдота. Это тоже неплохо. Так перебрался в анекдоты Ходжа Насреддин, который служил в суфийской традиции своеобразным учебным персонажем историй-притч, историй-коанов, помогающих передаче от учителя к ученику самого важного знания. Выйдя в широкий мир, он оказался вместе с тем и прекрасным фольклорным героем - для тех, кому этого достаточно.

То же самое можно сказать об афоризме и парадоксе. Их можно воспринимать через призму острословия и радоваться игре ума. Но можно видеть в них призыв к собственной мысли - и выпускать её на свободу, обгоняя любые слова.

Автор будет рад получить отзывы об этой книге по адресу:

Москва, 125445, до востребования, Кротову Виктору Гавриловичу.

По этому же адресу вы можете прислать собственные афоризмы-определения для новых изданий "Словаря парадоксальных определений".


ВСТУПЛЕНИЯ К РАЗДЕЛАМ
(вместо оглавления)

К разделу "КРИ-КРИ"
(притчи-эссе из книги "Этюды о непонятном")

"Этюды о непонятном" вышли в свет несколько лет назад не очень большим тиражом. Скоро книга исчезла из продажи, и я думал, что она осталась незамеченной. Но это оказалось не так. Недавно я узнал, что по ней даже занимаются в молодёжных группах психологической подготовки. Здесь из этой книги взяты эссе, наиболее близкие к духу притчи.


К разделу "ПОЕЗД НАИЗНАНКУ"
(сказки-притчи)

Эти крошечные сказки написаны вроде бы для детей. Но из них я выбрал те, которые вроде бы и для взрослых. Ведь сказка по самой своей природе является притчей, парадоксом, фантазией, которая лепит из действительности символы, чтобы лучше понять глубинный смысл жизни.


К разделу "ХИЩНЫЙ БАРАН"
(притчи из "Книги без титула")

Эти притчи придуманы не мною. Не могу даже сказать, что они мною пересказаны. Просто я старался изложить их как можно проще, без затей. Некоторые из этих историй известны больше, некоторые меньше. Но каждая стала для меня в своё время внутренней вспышкой, позволяющей увидеть то, чего не удавалось разглядеть раньше. Поэтому я выбрал их из своей большой "Книги без титула", чтобы поделиться с теми, кто её не одолеет.


К разделу "ВАНЯ-ЛАПОТОК"
(анекдоты-притчи)

С детства я любил анекдоты про Ходжу Насреддина. Потом, читая о суфийских мудрецах, я узнал, что Насреддин был у них символическим персонажем, служащим для передачи ученикам внутреннего понимания жизни. Тогда я задумался, каким бы мог быть такой персонаж в наших русских условиях. И возник Ваня-лапоток, который сразу стал мне очень симпатичен. Если он вызовет симпатию и у читателя, я постараюсь со временем рассказать о Ване-лапотке побольше.


К разделу "НОЧНАЯ ШКОЛА"
(философические сны из книги "Государство чувств")

Алиса, та, что побывала в Стране Чудес, не признавала книжек без разговоров и картинок. Помня об этом, я постарался, чтобы в моей книге о внутреннем мире человека "Государство чувств" обязательно были картинки. Рисовать я не умею, и мои картинки получились в виде небольших фантастических рассказов-снов, рассказов-притч. Без них книга была бы скучнее. Здесь они выбраны отдельно. Не обязательно по ним догадываться, о чём написана большая книга. Сновидение и есть сновидение.


К разделу "СЛЕД УСКОЛЬЗНУВШЕГО ПОНЯТИЯ"
(афоризмы из "Словаря парадоксальных определений")

В юности, как и многим, мне нравилось выписывать из книжек "мудрые мысли". Особенно привлекали моё внимание афоризмы-определения, в которых каждый автор по-своему (и поэтому зачастую парадоксально) раскрывает понятие, нисколько не исчерпывая, а лишь углубляя тайну его смысла. Так постепенно (за четверть века) возник "Словарь парадоксальных определений".

Работая над Словарём уже как над книгой, я и сам пристрастился к этому жанру. То хотелось заглянуть в тайну слова, которое никто ещё не попробовал определить, то, наоборот, хотелось сказать по-своему о том, о чём пробовали сказать многие. Наконец первое издание Словаря вышло в свет, книга начала самостоятельное существование, и эту подборку собственных определений я воспринимаю именно как составную часть большого Словаря.

Пользуюсь возможностью пригласить к участию в большом Словаре всех, кто может проявить себя в этом особом жанре. Адрес, по которому можно прислать свои определения, дан в предисловии к книге.

   
 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК