Виктор Кротов
Сказки Сборники сказок Конные сказки
 
Сказки из книги
 
 
на главную
 
 

Цирковые конь и пёс

В цирке выступали конь и пёс - с общим номером. Коня звали Гайтис, масти он был вороной, то есть чёрный-чёрный. А ещё - большой и надёжный. Всего-то ему приходилось бегать по кругу. Но тут особенно важно быть большим и надёжным. Иначе каково придётся тому, кто выступает на твоей спине?

На спине Гайтиса выступал его постоянный напарник: маленький пёс по кличке Лютый. Это была очень смешная кличка для миниатюрного рыжего наездника - добродушного, как домашний тапочек. Но Лютый не был рохлей. Он был мускулистым, ладным и ловким. Между прочим, это была единственная собака в мире, делающая двойное обратное сальто-мортале на лошади.

Что такое сальто-мортале? Кто-нибудь, может быть, знает это умственно. А каково это делать телом? Оттолкнуться, взлететь, перекувырнуться в воздухе - и приземлиться на ноги, как ни в чём не бывало!.. А если в обратную сторону?.. А если успеть перевернуться целых два раза?.. А если проделать это на скачущей галопом лошади?.. Фух-х-х, я даже рассказывать об этом устал.

А Лютый выполнял всё так изящно, что просто душа радовалась. И обычное сальто-мортале, и двойное, и обратное. И много других разных трюков. Потому что они с Гайтисом чувствовали каждое движение друг друга.

Вот только Гайтису всё же надоедал этот бесконечный бег по кругу...

- Знаешь, Лютый, - говорил конь на особом лошадино-собачьем языке, - Я бы давно уже вокруг земного шара обежал, если бы вовремя в кругосветку пустился. А тут каждый день - кругоманежка!..

- Понимаю, друг, сочувствую, - отвечал пёс на особом собачье-лошадином языке. - Но ведь если бы не твоя кругоманежка, разве был бы у нас такой номер? И мы с ним уже если не весь мир объездили, то уж полмира точно.

- Ты-то хоть ловкость развиваешь, - не успокаивался Гайтис. - У тебя столько трюков разных! Я бы и сам лучше акробатикой занялся. Может быть, даже сальто-мортале научился бы делать, если бы не весил полтонны.

Лютый вздохнул:

- Да, жалко, что мы не можем ролями меняться. Мне ведь порою тоже так надоедает кувыркаться в воздухе! Вот бы, думаю, бегать себе по кругу, пусть бы на мне кто-нибудь другой кувыркался.

- Кто-нибудь? - обиделся Гайтис. - Как это "кто-нибудь"? Я бы только на тебе согласился сальто-мортале крутить, если бы такая возможность была.

- Ладно, ладно, я просто выразился неудачно. - Лютому было не по себе от того, что он нечаянно обидел друга. - Мы же только вместе можем работать.

Тут они посмотрели друг на друга, представили одновременно, как маленький Лютый бежит по кругу, а здоровенный Гайтис у него на спине делает двойное обратное сальто-мортале, - и оба расхохотались во всё горло. Вернее, даже в два горла: одно лошадиное и одно собачье.

Смеялись они громко, дружно, с ржанием и повизгиванием. На этот смех прибежал дрессировщик Джордж - большой, толстый и бородатый. Сам он, правда, почему-то не любил слово "дрессировщик" и предпочитал называть себя руководителем аттракциона. Наверное, потому, что Гайтиса с Лютым вовсе не надо было дрессировать, достаточно было организовывать их выступления. Но все остальные звали его дрессировщиком.

- Над чем смеётесь, ребята? - пророкотал он артистичным басом. - Я тоже хочу порадоваться.

Тут Джорджу и пришлось выслушать в одно ухо переживания Гайтиса (на лошадино-человечьем языке), а в другое - размышления Лютого (на собачье-человечьем языке). Он не стал смеяться за компанию с ними, как собирался, а глубоко задумался.

- Да, ребята, - вымолвил он наконец, - это дело серьёзное. Я ведь и сам замечаю в последнее время, что вы то ли устали, то ли заскучали. Теперь мне кое-что понятно... И у меня есть одна идея...

Какая идея - этого он своим артистам не сказал. И ушёл, прищёлкивая пальцами у виска, словно высекал из себя необходимые мысли.


Когда закончился очередной цирковой сезон, дрессировщик Джордж привёл к Лютому и Гайтису фокусника Имажинерро. Да-да, всемирно известного маэстро Имажинерро, с которым они изредка выступали в одном представлении и очень этим гордились. Лютый тут же завилял хвостом, А Гайтис стал с намёком постукивать копытом. Ведь кто знает, какую вкуснятину может достать из кармана этот великий чудесник, который умеет извлекать всё, что захочет, откуда угодно.

- Так-так... - произнёс цирковой волшебник после обмена приветствиями и после того, как он вытащил из уха Гайтиса копчёную колбаску, вручив её Лютому, а Гайтиса угостил морковкой, добытой из бороды Джорджа. - Так-так... И что же, в самом деле вы хотели бы поменяться ролями? Кое в чём я могу вам помочь, но остальное будет уже зависеть от вас самих.

И он...

Но я не имею никакого права раскрывать секреты удивительного мастера. Поэтому КАК ИМЕННО он сделал то, что сделал, должно остаться тайной. Но результат был потрясающий! Лютый стал гигантским псом величиной с очень солидного коня, а Гайтис - крошечной лошадкой, по сравнению с которой любой пони, окажись он рядом, выглядел бы просто слоном.

Не сразу Джордж смог снова управлять своим ртом, широко распахнувшимся от удивления. А когда смог, воскликнул:

- Так ведь теперь у нас будет не номер, а грандиозная сенсация!

- Но для этого вы должны ещё суметь передрессировать их по-новому. Ведь каждый из них стал совсем другим существом. Удастся ли вам снова подготовить их к выступлению? - спросил Имажинерро.

Слишком уж ошеломлёнными выглядели пёс и конёк, которые пытались освоиться с новым обличием.

Джордж захохотал:

- Я? Дрессировать их? Вот ещё! Я просто руководитель аттракциона. Так что, ребята, сами во всём разбирайтесь. Время на тренировочном манеже для вас заказано. Начинайте передрессировываться, а я пойду к маэстро Имажинерро - выражать восторг от его работы.

- Только не забудьте самое главное, - предупредил Имажинерро, удалясь. - Ваш новый облик сохранится только на год. Ведь это же не чудо, которое навсегда, а всего лишь фокус-покус, который для удивления зрителей.

Действительно, Лютый с Гайтисом прекрасно умели дрессироваться сами. И делали это быстро и энергично. Тем более, что теперь каждому предстояло передать свой опыт другому. Коник учил огромного пса скакать по кругу идеально ровным галопом и каждым своим движением поддерживать того, кто наверху. А Лютый подсказывал Гайтису, как выполнять прыжки и перевороты, подскоки, соскоки и заскоки - в общем, всё то, что на человеческо-цирковом языке называется звонким словом "вольтижировка".

Хватало им, конечно, и неожиданных трудностей. Джорджу пришлось поломать голову над конструкцией седла для Лютого. Всё делал он сам: ведь к псу, с его невероятной величиной, теперь так подходила его кличка, что его побаивались и лошадники, и собачники. А Гайтиса пришлось подковать на резиновые подковы, чтобы не скользили его копытца, ставшие чересчур изящными.

Но Гайтис с Лютым были по-настоящему талантливыми артистами, а Джордж - замечательным руководителем аттракциона. И вскоре они уже гастролировали с прежним (и в то же время совершенно новым) номером под названием "Прыгающий конь на галопирующей собаке". Хотя Гайтису так и не удалось овладеть двойным обратным сальто-мортале, но ведь он был единственной в мире лошадью, которая умела делать обычное сальто-мортале, а уж тем более - на спине скачущего пса!

На все представления, в которых они участвовали, народ валил толпами. Их имена были на афишах написаны крупнее, чем даже имя великого Имажинерро, с которым они всё чаще встречались на лучших цирковых площадках мира.

- А знаешь, дружище, - признался как-то раз Гайтис Лютому, - я почему-то всё больше тоскую по прежним временам. Хоть я и научился делать эти все пируэты, но тут что-то не так. За твоим акробатическим мастерством мне не угнаться, да и зрителям нравится не то, что я делаю, а то, какой я забавный. Раньше они вздыхали, видя меня на манеже: "Ах, какой конь!" Теперь же хихикают: "Ух ты, какая лошадка-малявка!.."

Лютый в ответ только вздохнул:

- Не хотел я тебе жаловаться, ведь мы вроде сами напросились ролями поменяться. Но мне тоже как-то не по себе. Как бы я ни галопировал по манежу, не сравниться мне с настоящим конём. А уж как меня все бояться стали! Раньше любой ребёнок норовил меня приласкать и угостить, а кличке моей улыбались, как весёлой шутке. Сейчас ни одна мама ребёнка ко мне не подпустит: "Ты что! Гляди, какая у него пасть, какие зубы! И зовут его Лютым уж, наверное, неспроста"...

Оба они всё с большим нетерпением ждали конца срока, отведённого им фокусником Имажинерро. Только дрессировщик Джордж ворчал:

- Ну да, станете вы прежними, и сразу все к вам интерес потеряют. Кончится наш небывалый успех. Кончатся наши гастроли по всему миру...

Но удивительное дело: когда прошёл год, когда Гайтис снова стал красавцем-конём, а Лютый милым пёсиком, когда они быстро передрессировались на прежние свои роли, публика по-прежнему ходила на их номер с восторгом.

- Это они, они! - шептались зрители. - Вот эта маленькая собачка была громадным псом, который носился галопом по манежу. А этот прекрасный конь был совсем крошечным и так прыгал на спине у собаки, как не всякий человек сможет.

Но Гайтис и Лютый не слышали этих шепотков. Им было не до того. Ведь Лютый теперь умел делать тройное обратное сальто-мортале, а Гайтис по красоте своего галопа мог потягаться с любым чемпионом конной выездки.


Шпоры для Азарта

Жокей Окей привык побеждать. Это было его профессиональное жокейское свойство. Чтобы стать простым жокеем, необходимо не только овладеть всеми тонкостями обращения с лошадью и ездового мастерства. Надо ещё завоевать установленное количество первых призов на разных соревнованиях. И знаете, что это за установленное количество? ПЯТЬДЕСЯТ! Пятьдесят раз должен стать победителем обычный наездник, чтобы его назвали жокеем. А чтобы идти дальше по ступенькам категорий и званий, ему необходимо побеждать снова и снова. Так что в этой профессии быть победителем просто необходимо.

На разных лошадях Окей становился победителем и никак не мог понять, почему ему ни разу не удалось выиграть скачку на жеребце по кличке Азарт. Это был молодой горячий конь чистокровной арабской породы "кохейлан". Настоящий красавец: сверкающие глаза, широкий лоб, по-лебединому изогнутая шея, плавные очертания тела, и хвост, приподнятый, как рыцарский плюмаж. Скакал он прекрасно, на тренировках показывал отличное время. А вот на соревнованиях вёл себя странно: словно что-то удерживало его от последнего необходимого рывка к победе, и никакие старания Окея не могли преодолеть эту странность.

Но вот разговорился однажды Окей со стареньким-стареньким конюхом. Пожаловался на Азарта, а старичок говорит:

- Так вот это... Ну, в общем, есть одно средство... Вот разве что его только попробовать...

- Что за средство, дед? - вскинулся жокей. - Вроде бы я всё, что мог, уже перепробовал.

- Ну, этого не пробовал. Мало кто знает об этом... Да и не так это просто... Расстараться придётся.

- Эх, знаешь, ради Азарта я на всё готов. Такой конь - и ещё не разу первого места не взял!

- Ну, ежели так... Слушай только внимательно, чтобы не переспрашивать. Важные вещи один раз говорятся... Надо, значит, тебе достать шпоры...

- Обижаешь, дед! Какие только шпоры я ни надевал.

- Ну, таких не надевал... Я же не о простых шпорах говорю, а об особых. От Кузнеца.

- Да разве не все шпоры от кузнецов? - удивился Окей.

- Много кузнецов, парень, а Кузнец один. Он-то тебе и нужен.


Поведал старик Окею, как добраться до Кузнеца. Нелегко это было, но Окей привык стремиться к цели и достигать её. Добрался до Кузнеца. Тот усадил его чай пить. Расспрашивает, что да как. Наконец сказал Кузнец:

- Твой конь подумал однажды, в самый первый раз: "Не могу" - и запомнил это. Теперь ни за что не победит, если ты его не научишь самой невозможностью вдохновляться. Так что шпоры нужно ковать из чистой невозможности.

- Где же взять её? - спрашивает Окей.

- Вон там, в углу, подбери себе пару кусочков - и работай. Наковальня, горн и все инструменты к твоим услугам.

- Как? Я САМ должен ковать?

- Конечно, - улыбнулся Кузнец. - Именно сам. Я жизнь кузнечному делу даю, а уж поработать тебе придётся.

Пришлось жокею впервые в жизни взять в руки кузнечный молот. Впервые в жизни мехами раздуть горн. Впервые в жизни схватить клещами раскалённый кусок невозможности. Но рядом Кузнец был, не дал ему отчаяться. Что-то подсказал, чем-то помог - вот и смастерил Окей шпоры. Поблагодарил Кузнеца и отправился восвояси.


Не велел Кузнец надевать шпоры до первого настоящего соревнования, в котором Азарт участвовал. А это оказалось не что-нибудь, а главные Всемирные скачки. В них участвовали лучшие лошади и наездники со всего света. Азарта хоть и допустили к этим скачкам (уж очень породистый конь был), но никто и внимания на него не обращал. Ясное дело, столько знаменитых крэков скачет! Крэками конники суперконей называют, у которых множество побед на счету накопилось. Между прочим, называют крэками и прославленных наездников. Вот и разбери, чем тут лошадь от человека отличается.

Понятно, что Азарту, который и в малых скачках никогда приза не брал, ни на что здесь рассчитывать не приходилось. Никто на него даже ставок не делал. Вот это Окею совсем обидным показалось, не привык он к такому. Взял он, да и все деньги, какие у него были, сам на Азарта поставил.

Когда начался их заезд, Азарт так хорошо пошёл, что его жокей и думать забыл о шпорах. Только восхищался конём: надо же, на Всемирных скачках шестым идёт! А теперь уже пятым!! Четвёртым!!! Впереди только три самых знаменитых крэка остались. Но вот их уже никак не обойти. Тут поняли и Окей, и Азарт, что сделали всё возможное. Что ж, четвёртое место на таких соревнованиях - это же потрясающе!..

Но вспомнил всадник про свои шпоры из невозможности. Эх, была не была! Надо же их опробовать. Легонько он прикоснулся шариками шпор к бокам Азарта - и...

На мгновение Окею показалось, что три лошади, бегущие впереди, остановились, и только они с Азартом продолжали скакать. Но нет: те продолжали мчаться изо всех сил. Просто Азарт летел настолько быстрее, что и представить было нельзя. На полкорпуса опередил он первого коня, выиграл скачку - и победно заржал!


Когда их объявляли победителями, Окей с уважением поглядел вниз, на свои шпоры - и оторопел. Шпор не было. Только на следующий день он отыскал на беговой дорожке, за финишным столбом, ремешки от них. А сами шпоры исчезли бесследно! "Ну да, - подумал Окей, - ведь они были выкованы из чистой невозможности. Вот и рассыпались в пыль, как только невозможное стало возможным".


Надо ли рассказывать о том, какие почести выпали на долю Окея и его Азарта, сколько призов они получили и какой громадный выигрыш выпал на его долю, потому что не было других ставок на победу Азарта!.. Лучше скажу о другом. О том, что с тех пор Азарт занимал первое место в любом соревновании, где он участвовал. Если и появлялся опасный соперник, Окею достаточно было шепнуть Азарту на ухо: "Да, этого, наверное, обойти невозможно", - и Азарт летел так, что все остальные лошади будто замирали на месте.

И уж, конечно, и коня и жокея все теперь с почтением называли крэками.

   
 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК