Виктор Кротов
Стихи Вышедшие книги Мелкий дождик
 
Сопроводительные тексты
 
на главную
 
ппп
  Естественность - это следование силовым линиям мира.

Аннотация

Шестая из семи книг, в которых собраны трёхстишия, написанные автором более чем за тридцать лет. Свободные трёхстишия - особый жанр русскоязычного верлибра. Стихи будут особенно интересны тем читателям, которые ценят музыку слова, метафору, внимание как к внешнему, так и к внутреннему миру. Эта книга - о переливах настроений, о переживаниях, вплетённых в узоры погоды и окружения.


От автора

Что может быть проще и неназойливее мелкого дождичка? Но он обладает каким-то магическим свойством усиливать те переживания, которые разворачиваются внутри тебя. Если тебе хорошо, он радуется вместе с тобой, если грустно - вместе с тобой плачет... А сколько всего другого происходит вокруг тебя, рядом с тобой - и в то же время с тобой самим. Ветер и деревья, облака и речка, утро и вечер: все они о чём-то говорят тебе, на что-то твоё откликаются. И от этого всё твоё связано-перевязано со всем общим, так что не отделить внутреннее от внешнего.

Эти загадочные и неуловимые (но ощутимые) связи наводят на мысль, что мы гораздо меньше отделены от природы, от космоса и друг от друга, чем кажется нашему самоуверенному "эго". Когда нам хорошо, нам есть кому и чему быть благодарным за радость. Когда плохо, есть силы, способные поддержать нас и вывести из уныния. И чувство одиночества - всего лишь временная слепота и глухота, которая проходит, стоит нам как следует присмотреться и прислушаться. И в этом смысле книга "Мелкий дождик" примыкает к "Искусству соединения".

Может быть, образ мелкого дождика придёт на ум читателю и при взгляде на эти страницы, покрытые капельками-трёхстишиями, которым далеко до больших стихотворений, а уж тем более до поэм. Тоже неплохо. Ведь капелька - это стихия, присевшая отдохнуть. А может быть, и что-то сообщить нам.


Утренний взгляд

Утро для меня - совершенно особая часть дня. Время, когда ты весь распахнут навстречу своим сегодняшним возможностям. А может быть даже - и навстречу невозможностям. Утреннее начало присутствует и в весне, и в юности. Но весна переходит в лето, юность в зрелость, а утро остаётся каждодневным подарком, новой встречей с жизнью и шансом обновления души.

Этот цикл относится к первому десятилетию моего увлечения свободным трёхстишием (1972-1983). Может быть, это тоже своего рода утренний период?..


На выдохе

Слово - всегда на выдохе, даже если его не говоришь, а пишешь. Наступает время выдохнуть то, что вобрал от жизни, что пережил, что передумал. И здесь начианется великое таинство словесного творчества. В свободном трёхстишии оно особенно ощутимо: каждое слово становится самоценным. Ни рифма, ни размер не диктуют своих требований. И тем сложнее найти именно такие слова, которые сохранят твоё дыхание.

Стихи 1974-1986 годов.


Ночные скитания

Кроме утреннего взгляда на мир, существует и ночной - бессонный и маятный. Он хорошо памятен мне по некоторым периодам жизни. Стихи этого цикла, как и следующего (ещё более ночного), были написаны в конце 1972 года и в 1973 году. Хотя у каждого из дней того времени, несомненно, было утро, но ночные мысли и чувства оставили свой особый след. Ночью тоже случается мелкий дождик, соединяющий землю с небом, пусть даже и слезами.


Наслаждение Иова

Книга Иова, одна из великих книг Библии, говорит совсем не о наслаждении. Но Иов - праведник, и его протест против несчастья имеет своё духовное основание. Когда понимаешь, что многие катаклизмы судьбы вызваны собственной душевной неразберихой, начинаешь даже приветствовать боль, в надежде на её очищающую силу.


Мелкий дождик

Вот и главный герой этой книги - тот самый мелкий дождик, с которым можно разделить и радости, и несчастья. И все остальные, столь же главные её герои - река, листопад, воробей, снег, сорняк... Всё, чем дарит нас жизнь, чтобы поддержать и укрепить в наших метаниях.

Эти стихи написаны с 1973 по 1981 год. Но мелкие дождики шли и до этого, случаются они и до сих пор. Спасибо им, что они нас не оставляют.


Между двумя небытиями

Сейчас у меня изменилось отношение к этому образу (стихи написаны в 1972-1977 годах). Небытие до прихода в земную жизнь: разве это небытие? Небытие после ухода из земной жизни: разве это небытие? Но есть и другое противопоставление. Одно дело - небытие как отсутствие в земной жизни, не отрицающее присутствия в жизни духовной. Другое - выпадение из одухотворённой жизни в черноту и хаос. И может быть, как раз это "между" имеет для любого из нас решающее значение.


Нелетающая птица

Этот цикл, в который вошли стихи 1973-1992 годов, посвящён противоречию между нашей летательной способностью и способностью отказываться от полёта. В том, что первое свойственно каждому человеку, я не сомневаюсь. В том, что вторая способность может незаметно и мощно заблокировать первую, я не раз убеждался на собственном опыте. И хотя этот опыт обычно не выглядит столь мрачным, как опыт страдания и отчаяния, он тоже достаточно трагичен.


После меня

Мрачное ли это побуждение - думать о том времени, когда покинешь эту жизнь? Скорее напротив. Бросив лучик итогового света на свою сегодняшнюю жизнь, мы не сгустим мрак, а всегда немного рассеем его. Даже если мысли о смерти продиктованы какой-нибудь досадой, они обратятся против неё, когда напомнят о том смысле жизни, который со смертью не проходит. Стихи написаны с 1972 года по 1982 год. Так что "после меня" наступает не сразу после того, как задумаешься о смерти. Есть время приложить свои переживания к жизни.


Круг одиночества

Стихи этого цикла написаны в 1975-1983 годах, хотя по своему содержа-нию выходят далеко за эти границы. Всю жизнь мне везло на приятельские отношения больше, чем я мог их вместить в свою жизнь. Я одновременно и стремился к ним, и убегал от них. Дружба случается реже и проникает в душу глубже, хотя и здесь неминуемо чередуются шаги навстречу и отгораживание. Одиночество как отгораживание от всех и вся, пусть частичное, пусть временное, мне представляется необходимым состоянием человека. Необходимым - и непростым. Иногда просто мучительным.


Цепочки привычек

Привычное нас и манит, и раздражает, и бережёт, и обессиливает. Привычное неизбежно, оно окружает нас без нашего позволения, незаметно въедаясь в нашу жизнь и в наше сознание. Утешает то, что всё-таки мы сами вольны сотрудничать с привычным, бороться с ним или принимать отстранённо.

Этот цикл начинается в 1972 году и заканчивается в 1989 году. Привычное в индивидуальном смысле соседствует здесь с социально привычным, чему, как выяснилось, оставалось уже совсем немного существовать в прежнем виде. Хотя станции метро свой вид пока сохранили.


Ключевая вода

Глоток ключевой воды - то, что нужно в конце этой нелёгкой книги. То, чего хочется среди городской жизни. Психологически эта вода так же смывает внутреннюю пыль, как мелкий дождик смывает пыль наружную. Стихи этого цикла написаны в 1972-1986 годах, но какое это имеет значение? Всегда среди этой пыльной асфальтовой жизни будет хотеться мелкого дождичка и ключевой воды.


Оглавление

От автора

Утренний взгляд
На выдохе
Ночные скитания
Наслаждение Иова
Мелкий дождик
Между двумя небытиями
Нелетающая птица
После меня
Круг одиночества
Цепочки привычек
Ключевая вода

Примечания

 

 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК