|
ппп |
|
Естественность
- это следование силовым линиям мира. |
|
|
Аннотация
Шестая
из семи книг, в которых собраны трёхстишия, написанные
автором более чем за тридцать лет. Свободные трёхстишия
- особый жанр русскоязычного верлибра. Стихи будут особенно
интересны тем читателям, которые ценят музыку слова,
метафору, внимание как к внешнему, так и к внутреннему
миру. Эта книга - о переливах настроений, о переживаниях,
вплетённых в узоры погоды и окружения.
От автора
Что
может быть проще и неназойливее мелкого дождичка? Но
он обладает каким-то магическим свойством усиливать
те переживания, которые разворачиваются внутри тебя.
Если тебе хорошо, он радуется вместе с тобой, если грустно
- вместе с тобой плачет... А сколько всего другого происходит
вокруг тебя, рядом с тобой - и в то же время с тобой
самим. Ветер и деревья, облака и речка, утро и вечер:
все они о чём-то говорят тебе, на что-то твоё откликаются.
И от этого всё твоё связано-перевязано со всем
общим, так что не отделить внутреннее от внешнего.
Эти
загадочные и неуловимые (но ощутимые) связи наводят
на мысль, что мы гораздо меньше отделены от природы,
от космоса и друг от друга, чем кажется нашему самоуверенному
"эго". Когда нам хорошо, нам есть кому и чему
быть благодарным за радость. Когда плохо, есть силы,
способные поддержать нас и вывести из уныния. И чувство
одиночества - всего лишь временная слепота и глухота,
которая проходит, стоит нам как следует присмотреться
и прислушаться. И в этом смысле книга "Мелкий дождик"
примыкает к "Искусству соединения".
Может
быть, образ мелкого дождика придёт на ум читателю и
при взгляде на эти страницы, покрытые капельками-трёхстишиями,
которым далеко до больших стихотворений, а уж тем более
до поэм. Тоже неплохо. Ведь капелька - это стихия, присевшая
отдохнуть. А может быть, и что-то сообщить нам.
Утренний взгляд
Утро
для меня - совершенно особая часть дня. Время, когда
ты весь распахнут навстречу своим сегодняшним возможностям.
А может быть даже - и навстречу невозможностям. Утреннее
начало присутствует и в весне, и в юности. Но весна
переходит в лето, юность в зрелость, а утро остаётся
каждодневным подарком, новой встречей с жизнью и шансом
обновления души.
Этот
цикл относится к первому десятилетию моего увлечения
свободным трёхстишием (1972-1983). Может быть, это тоже
своего рода утренний период?..
На выдохе
Слово
- всегда на выдохе, даже если его не говоришь, а пишешь.
Наступает время выдохнуть то, что вобрал от жизни, что
пережил, что передумал. И здесь начианется великое таинство
словесного творчества. В свободном трёхстишии оно особенно
ощутимо: каждое слово становится самоценным. Ни рифма,
ни размер не диктуют своих требований. И тем сложнее
найти именно такие слова, которые сохранят твоё дыхание.
Стихи
1974-1986 годов.
Ночные скитания
Кроме
утреннего взгляда на мир, существует и ночной - бессонный
и маятный. Он хорошо памятен мне по некоторым периодам
жизни. Стихи этого цикла, как и следующего (ещё более
ночного), были написаны в конце 1972 года и в 1973 году.
Хотя у каждого из дней того времени, несомненно, было
утро, но ночные мысли и чувства оставили свой особый
след. Ночью тоже случается мелкий дождик, соединяющий
землю с небом, пусть даже и слезами.
Наслаждение Иова
Книга
Иова, одна из великих книг Библии, говорит совсем не
о наслаждении. Но Иов - праведник, и его протест против
несчастья имеет своё духовное основание. Когда понимаешь,
что многие катаклизмы судьбы вызваны собственной душевной
неразберихой, начинаешь даже приветствовать боль, в
надежде на её очищающую силу.
Мелкий дождик
Вот
и главный герой этой книги - тот самый мелкий дождик,
с которым можно разделить и радости, и несчастья. И
все остальные, столь же главные её герои - река, листопад,
воробей, снег, сорняк... Всё, чем дарит нас жизнь, чтобы
поддержать и укрепить в наших метаниях.
Эти
стихи написаны с 1973 по 1981 год. Но мелкие дождики
шли и до этого, случаются они и до сих пор. Спасибо
им, что они нас не оставляют.
Между двумя небытиями
Сейчас
у меня изменилось отношение к этому образу (стихи написаны
в 1972-1977 годах). Небытие до прихода в земную жизнь:
разве это небытие? Небытие после ухода из земной жизни:
разве это небытие? Но есть и другое противопоставление.
Одно дело - небытие как отсутствие в земной жизни, не
отрицающее присутствия в жизни духовной. Другое - выпадение
из одухотворённой жизни в черноту и хаос. И может быть,
как раз это "между" имеет для любого из нас
решающее значение.
Нелетающая птица
Этот
цикл, в который вошли стихи 1973-1992 годов, посвящён
противоречию между нашей летательной способностью и
способностью отказываться от полёта. В том, что первое
свойственно каждому человеку, я не сомневаюсь. В том,
что вторая способность может незаметно и мощно заблокировать
первую, я не раз убеждался на собственном опыте. И хотя
этот опыт обычно не выглядит столь мрачным, как опыт
страдания и отчаяния, он тоже достаточно трагичен.
После меня
Мрачное
ли это побуждение - думать о том времени, когда покинешь
эту жизнь? Скорее напротив. Бросив лучик итогового света
на свою сегодняшнюю жизнь, мы не сгустим мрак, а всегда
немного рассеем его. Даже если мысли о смерти продиктованы
какой-нибудь досадой, они обратятся против неё, когда
напомнят о том смысле жизни, который со смертью не проходит.
Стихи написаны с 1972 года по 1982 год. Так что "после
меня" наступает не сразу после того, как задумаешься
о смерти. Есть время приложить свои переживания к жизни.
Круг одиночества
Стихи
этого цикла написаны в 1975-1983 годах, хотя по своему
содержа-нию выходят далеко за эти границы. Всю жизнь
мне везло на приятельские отношения больше, чем я мог
их вместить в свою жизнь. Я одновременно и стремился
к ним, и убегал от них. Дружба случается реже и проникает
в душу глубже, хотя и здесь неминуемо чередуются шаги
навстречу и отгораживание. Одиночество как отгораживание
от всех и вся, пусть частичное, пусть временное, мне
представляется необходимым состоянием человека. Необходимым
- и непростым. Иногда просто мучительным.
Цепочки привычек
Привычное
нас и манит, и раздражает, и бережёт, и обессиливает.
Привычное неизбежно, оно окружает нас без нашего позволения,
незаметно въедаясь в нашу жизнь и в наше сознание. Утешает
то, что всё-таки мы сами вольны сотрудничать с привычным,
бороться с ним или принимать отстранённо.
Этот
цикл начинается в 1972 году и заканчивается в 1989 году.
Привычное в индивидуальном смысле соседствует здесь
с социально привычным, чему, как выяснилось, оставалось
уже совсем немного существовать в прежнем виде. Хотя
станции метро свой вид пока сохранили.
Ключевая вода
Глоток
ключевой воды - то, что нужно в конце этой нелёгкой
книги. То, чего хочется среди городской жизни. Психологически
эта вода так же смывает внутреннюю пыль, как мелкий
дождик смывает пыль наружную. Стихи этого цикла написаны
в 1972-1986 годах, но какое это имеет значение? Всегда
среди этой пыльной асфальтовой жизни будет хотеться
мелкого дождичка и ключевой воды.
Оглавление
От
автора
Утренний
взгляд
На выдохе
Ночные скитания
Наслаждение Иова
Мелкий дождик
Между двумя небытиями
Нелетающая птица
После меня
Круг одиночества
Цепочки привычек
Ключевая вода
Примечания
|