Виктор Кротов
Стихи Вышедшие книги Праздник по названию "ты"
 
Сопроводительные тексты
 
на главную
 
ппп
  Ты - выделение из толпы.

Аннотация

Первая из семи книг, в которых собраны трёхстишия, написанные автором более чем за тридцать лет. Свободные трёхстишия - особый жанр русскоязычного верлибра. Стихи будут особенно интересны тем читателям, которые ценят музыку слова, метафору, внимание как к внешнему, так и к внутреннему миру. Эта книга - лирическая история любви.


От автора

"Собрание свободных трёхстиший" состоит из семи книг. Иногда мне казалось, что это многовато для одного поэтического жанра. Тем более что и жанр не самый лёгкий для восприятия. Но неверно было бы оставить написанное одной бесформенной грудой. И вот, снова и снова собираясь с духом, в несколько заходов, разделённых годами, я всё-таки сделал эту архитектурную работу. И очень рад, что она подошла к концу. Постараюсь вкратце описать её смысл.

Само по себе трёхстишие говорит скорее о мгновении или о вечности, чем о каком-то жизненном периоде. Но собирая трёхстишия вместе и заново переживая каждое из них, я ощущал те нити, которые тянули их друг к другу. Не всегда это была хронологическая близость. Часто сближение шло по силовым линиям того понимания прожитой жизни, которое сложилось гораздо позже, чем было написано само стихотворение. Определённое значение имела и литературная сторона дела, но она нигде не преобладала над этим взаимодействием переживаний. Это была прежде всего напряжённая внутренняя работа. Мне важно было разглядеть основные потоки жизни по их каплям, застывшим в слове. Небольшие сопроводительные тексты к каждой книге и к каждому циклу говорят именно об этом позднем восприятии. Может быть, они помогут тому читателю, для которого важно поточнее настроиться на авторскую волну.

Свободное трёхстишие - это самое естественное наименование того стихотворного жанра, который здесь представлен. Трёхстрочная разновидность верлибра, то есть свободного стиха. Но мне нравится и тот дополнительный смысл, который вносит сюда слово "свободный". Мысль, образ, фантазия - они и должны быть прежде всего свободны. В этом основа свободного трёхстишия. Но и та открытость стихотворной формы, которая свойственна именно становящемуся жанру, тоже многого стоит. Здесь ещё нет давних и богатых традиций, как для хокку или, скажем, для сонета. Есть открытое, свободное будущее.


Что касается именно этой книги, первой из семи, в ней отражена история любви. История эта началась в том же 1972 году, когда я начал писать трёхстишия. Поэтому естественно, что она задаёт тональность и всем остальным книгам, поддерживая их своим особым светом, который любовь вносит в человеческую жизнь. Без той сплетённости судеб, которой посвящена эта книга, не было бы никакого собрания трёхстиший. Да и всё в моей жизни было бы не так! - и я счастлив, что уже могу позволить себе не задумываться об этом. Счастлив, что мне досталась такая любовь и что в какой-то мере мне удалось найти слова о ней.


К циклу "Весенняя теплынь"

Самый ранний цикл трёхстиший, написанных в марте-апреле 1972 года. В каком-то смысле доисторический цикл - так мне до сих пор странно, что был период, когда я трёхстишия уже писал, но с Машей Романушко (МР) знаком ещё не был. Может быть, уже донеслись до меня из ноосферы какие-то предчувствия?..

Большей частью эти стихи написаны во время командировки в новосибирский Академгородок и одиноких прогулок по тамошнему лесу. Меньше двух месяцев оставалось до нашей встречи.


К циклу "Праздник по названию 'ты'"

Первый раз мы встретились в литобъединении "Сокольники", которое вёл Симон Бернштейн, доброжелательный и философичный. Человек с большим умом, маленьким телом и открытой душой. И меня, и МР привела туда цепочка случайных обстоятельств (у каждого своя). Маша начала читать свои стихи - и я понял, что такое влюбиться с первого взгляда. Впрочем, слово "влюбиться" мне пришло на ум уже некоторое время спустя. А тогда первым ощущением было именно что-то неожиданно праздничное. И это ощущение праздника уже не уходило.


К циклу "Конец свидания"

Наше жизненное свидание кончалось долго и многократно. Мы понимали по житейскому раскладу, что оно неминуемо должно завершиться. И хотя теперь ясно, что по большому счёту оно не могло оборваться окончательно, но мы тогда этого ещё не знали. Мною владели одновременно эмоциональное недоумение и то, что мне казалось тогда "умудрённым пониманием" происходящего. Но всё равно порою вспыхивало радостное ощущение присутствия в моей жизни очень важного для меня человека, видимся мы или разлучены.


К циклу "Когда-нибудь стает снег"

Стихи, написанные в 1972-1984 годах. Этот цикл дал название сборнику избранных трёхстиший, вышедшему в 1995 году. Усталость, неопределённая надежда на что-то лучшее и стремление разобраться в жизни после тех трудных уроков, которые я от неё получил, - вот главное его русло. Но в этом русле каждое из трёхстиший, естественно, остаётся вполне самостоятельным событием. Таково свойство жанра: вроде бы небольшое стихотворение создаёт свой мир и хранит свою самобытность.


К циклу "Быть вместе"

Многие годы наше общение с МР было редким, но всё-таки для меня по-прежнему праздничным, вопреки всем обстоятельствам жизни. Казалось, что эти обстоятельства рассоединили наши судьбы навсегда. И только на-дежда, что когда-нибудь стает снег, тихо нашёптывала своё. Но именно она оказалась права. Снег стаял посреди зимы, в самом начале 1985 года, и долго ещё нам в это просто не верилось. А потом постепено начала крепнуть уверенность, что иначе и быть не могло. Этот цикл относится к первому году нашей наконец-то совсем общей жизни.


К циклу "Счастливая подкова"

В октябре-ноябре 1987 года в Нальчике проходила конференция про-граммистов, в которой я активно участвовал, и Маше удалось поехать туда со мной. В день нашего приезда, в конце октября, в южном зелёном городе прошёл обильный снегопад - и пейзажи были просто фантастические. Мы то и дело убегали с конференции, один раз даже уехали на целый день почти к Эльбрусу. И несмотря на многолюдную конференцию, сейчас у меня такое ощущение, что мы были только вдвоём.


К циклу "К родным в Одессу"

В Одессе живёт целая ветвь Машиной родни, и впервые мы выбрались к ним в марте 1988 года. Поехали мы втроём, с двенадцатилетним сыном Антоном. Мы встретились и с гостеприимными родственниками, и с ранней весной, и с улыбчивым южным городом. Были в Театре оперы и балета, в реставрации которого участвовал Машин отец, были и на его могиле. Посетили хлебозавод, директором которого был тогда дядя Женя. Долго общались с Машиным дедом и слушали его рассказы о прошлом.


К циклу "Пярнусская песня"

В очередную свою прибалтийскую командировку, в апреле 1988 года, я взял Машу с Антоном. Нас провожали старшие дети, Аня и Саша. Саша ездил с нами в Таллинн предыдущим летом (стихи оттуда - в следующем цикле), с Анютой нам предстояло поехать в Прибалтику несколько месяцев спустя. Для всех нас это был притягательный, почти сказочный край. На этот раз мы оказались в небольшом обаятельном Пярну - и это тоже стало одной из наших семейных прибалтийских сказок.


К циклу "Дни Старого Города"

Для меня Таллинн остался камертоном наших прибалтийских впечатлений. Однажды мы попали на празднование Дней Старого Города. Но мне все наши таллиннские дни, в каждый из приездов, кажутся необыкновенными. Причин тому много, но главная из них - те любимые восторженные глаза, которые сияли рядом со мной. Раньше мне случалось бывать в Таллинне одному, и тогда он был другим. И стихи тогда были, как можно догадаться, другими.


К циклу "Прибалтика. У подножья Свободы"

Время написания почти всех этих стихов - август 1988 года. Очень скоро прибалтийские республики обретут самостоятельность. Здесь мечтают о ней, здесь ею уже живут. С нами Аня и Антон. Аня первый раз в Прибалтике. Мы с Антоном первый раз в Риге. Мы ещё не знаем, как изменятся времена и как удалятся от нас эти душевно близкие нам места. Но в воздухе веют и ветры древности, и ветры будущего: настоящее взъерошено ими. Хорошо, что свой маленький семейный мир мы возим с собой.


К циклу "Наше"

Жить общей жизнью - это всегда по-разному. Иногда важно то новое, что вместе открываешь. Иногда способность остаться вместе, когда разлучаешься. Иногда наоборот - умение дорожить близостью, не расставаясь. Этому незаметному извне разнообразию переживаний (к которым так чуток жанр трёхстишия) посвящены стихи 1988-1989 годов.


К циклу "Сурожский воздух"

Первой Судак открыла и оценила Маша - ещё в своей ранней юности. потом они ездили туда с Антоном. Потом мы туда ездили все впятером: с Антоном, Аней и Сашей. А ещё позже, когда все они выросли из семейного отдыха, - с младшей: Ксюшей. Впрочем, и тогда порою присоединялся кто-то из старших. Отсюда можно понять, что это для нас особое место. Особое и само по себе, и по тем переживаниям, которые постепенно у нас там накопились. Здесь соединены трёхстишия 1986 и 1987 годов.


К циклу "Ладошка навстречу"

Когда на свет появилась Ксюша, это стало для нас не только чудесным событием, но и переходом жизни в какое-то другое качество. Благодаря Ксюше, я начал писать сказки, в том числе крошечные, по миниатюрности жанра схожие с трёхстишиями. А трёхстиший стало меньше. Но со-хранилось и усилилось ощущение праздничности семейной жизни. Ощущение, росток которого возник при нашей первой встрече... Этими стихами, написанными в 1990-1992 годах, заканчивается книга, но не праздник по названию "ты".


Оглавление

От автора

Часть первая

Весенняя теплынь

Часть вторая

Праздник по названию "ты"
Конец свидания
Когда-нибудь стает снег

Часть третья

Быть вместе
Счастливая подкова
К родным в Одессу
Пярнусская песня
Дни Старого Города
Прибалтика. У подножья Свободы
- 1. Таллинн
- 2. Юрмала
- 3. Рига
Наше
Сурожский воздух
Ладошка навстречу

Примечания

 

 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК