|
ппп |
|
Впечатление
- это след действительности
в меру чувствительности. |
|
|
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
(О
книге Виктора Кротова "Словарь парадоксальных определений")
Каждая
страница этой необычной книги радует, заставляет задуматься,
неожиданно рассмеяться, удивиться внезапному повороту
мысли. По жанру это сборник высказываний и афоризмов
самых разнообразных авторов "всех времен и народов"
по всем возможным предметам и, казалось бы, по самой
своей сути книга не может быть цельной. Но она на удивление
цельная и на удивление авторская. Она полностью соответствует
одному из афоризмов самого автора "Словарь - это
проекция мировосприятия на алфавит". Автор присутствует
во всём: в подборе высказываний, в очень необычном круге
"соавторов", в обилии и сочности собственных
мыслей и в особом светлом и тёплом юморе, пронизывающем
всю книгу. Книга полна обаяния - обаяния таланта? обаяния
остроумия? обаяния жизни? Что-то моцартовское создает
невидимую ткань книги и делает её чтение на редкость
приятным и нормализующим занятием, особенно сегодня,
когда земля время от времени ходит под ногами.
Книга
не похожа на книги этого же жанра, совсем не похожа.
В отличие от сборников афоризмов, требующих медленного
выборочного чтения малыми дозами, она читается подряд,
легко и помногу - так, как если бы она имела сюжет.
Она и имеет сюжет: автор поворачивает жизнь то одной,
то другой гранью, как остроумный конферансье даёт слово
то классику, то совсем ещё новому автору, а то и просто
ребёнку. В его определениях (и в этом заложена часть
их парадоксальности) сочетаются совершенно серьёзные
высказывания с сугубо шуточными. Писатель "это
посланник человеческого ума" (Гюго), и "тот,
кого Вы можете заставить замолчать, закрыв его книгу"
(Грелник), пессимист "тот, кому свет мрака не заслоняет"
(Круглов) и "человек с больной надеждой" (Кротов).
Автор
вполне доверяет своему вкусу: пропорции, отведённые
различным участникам словаря, отнюдь не пропорциональны
их месту в иерархии знаменитостей. Очень многие, если
не большинство из них, неизвестны или малоизвестны читателю.
Среди них новые авторы: афористы Александр Круглов,
Николай Козлов и Илья Шевелёв, обильно цитируемый Генри
Менкен, по-видимому, очень близкий по духу автору, и
сам автор, выступающий под двумя именами, а также очень
большое число очень удачных определений "неизвестных
авторов". Книга сделана с увлечением, азартно,
на одном дыхании. Критики, несомненно, найдут в ней
и то, что можно было бы исключить, найдут более и менее
удачные определения, но мне интересно всё, как интересны
и удачи, и промахи авторов, которых уважаешь, которым
доверяешь, кому благодарен.
Г.
И. Абелев, член-корреспондент Российской Академии наук,
читатель
Опубликовано
в журнале "Октябрь" № 3, 1996
|