Виктор Кротов
Философия Статьи
 
"Нет" - ради "да!"
 
на главную
 

 

"НЕТ" - РАДИ "ДА!"

Седьмая заповедь


Почему бы и нет?

Заповедь строга и лаконична. "Не прелюбодействуй" - вот и всё. Нас, современных людей, строгость настораживает. Или, как порою сейчас говорят, "напрягает". А лаконичность побуждает к тому, чтобы попробовать толковать её так, как нам удобнее и приятнее.

Может быть, оставить в рамках заповеди только церковно узаконенные супружеские отношения? А всё остальное считать свободными отношениями свободных людей. Если всё по доброй воле, по взаимному согласию, если никому от этого не хуже, то что же греховного в близких отношениях? В конце концов, что же плохого в любви?..

А может быть, и для супружеских отношений возможны разные варианты? Скажем, не приостанавливает ли действие заповеди болезнь одного из супругов? Или какие-то другие особые обстоятельства…

Вот ведь и Христос пощадил грешницу, которую собирались закидать камнями за прелюбодеяние.

Нелегко пробиться сквозь многозначность слов. Ведь для того, чтобы понять, что такое прелюбодеяние, мы должны представлять себе, что такое любовь мужчины и женщины, что такое супружество, какие силы укрепляют их и какие разрушают. А даже слово "любовь" употребляется сейчас всё реже, вытесняемое простеньким и коротким, как плевок, словом "секс", современным и понятным. Секс становится заменителем любви, одним из многочисленных обстоятельств жизни.


Любовь и Замысел

Но всё-таки христианину естественно постараться взглянуть на любовь мужчины и женщины с духовной точки зрения - и уже исходя из этого, осмыслить всё остальное.

"Любовь - душа души", - писал поэт Низами. Что это: всего лишь поэтическая метафора? Но вот что говорит христианский философ Тейяр де Шарден: "Любовь - единственная сила, способная соединить живые существа так, чтобы сделать их совершенными и завершёнными, ибо только любовь затрагивает самые глубины человеческого "я" и соединяет людей самой глубинной связью". Близка к этому мысль ещё одного христианского мыслителя, Николая Бердяева: "Любовь - нисхождение, внедрение духовного в душевное и телесное". Это освоение - хотя бы по отношению к одному избранному тобой, любимому тобой человеку - той подлинной любви, о которой говорит апостол Павел: "Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор, 13,2).

Опираясь на это, мне хотелось бы нарисовать такую картинку. Господь не случайно посылает каждого из нас в этот мир. В каждого из нас он вкладывает Свой замысел о нашей жизни. Замысел, который нам предстоит постепенно разгадывать и осуществлять. Вокруг этого разгадывания и осуществления - удачного или неудачного (в зависимости от наших стараний) - строится вся наша жизнь. Частью этого персонального Замысла для большинства из нас является и встреча с той совершенно особой для нас личностью, с которой нас может соединить настоящая любовь. Такая, которая соединила когда-то Адама и Еву. Любовь, делающая двух людей чем-то единым. Любовь, соединяющая две жизни в одну.

Если представить себе, что дело обстоит именно так - а как же иначе? - у нас есть уверенная точка отсчёта для понимания смысла заповеди. И в отношении нарушения супружеской верности, и в отношении "сексуальной свободы" вообще. Ведь заповедь говорит нам о сути, а суть здесь одна и та же.


Любовь и любёночки

Секс - это отношения, в которых вопрос любви вынесен за скобки. Есть она или нет, навсегда она или на сегодня, любовь это или, как говорил поэт, "любёночек", особого значения здесь, кажется, не имеет. Но так может казаться только тому, кто не знает, что такое подлинная любовь. Та любовь, которая вписана в Божий замысел о нас.

Врачи могут объяснять нам медицинскую опасность "случайных связей". Учёные могут с удивлением обнаруживать, что перебегание от "любёночка" к "любёночку" постепенно травмирует и психику человека, и его физическое состояние. Но для христианина важно и другое. Важно, что каждый "любёночек" наносит ущерб нашей настоящей любви, встретились ли мы уже с ней или ещё не встретились. То, что в заповеди названо прелюбодейством, - это просто наша неразумная готовность пожертвовать тем чудом, которое припасено Господом нам в дар, наша неспособность к разгадке Замысла о себе. И вот это особенно серьёзно.

Тот, кто испытал настоящую любовь, знает, как она преображает нашу душу, всю нашу жизнь. Но к этому преображению, к тому, чтобы узнать это настоящее, нужно быть готовым. Всякий "любёночек" эту готовность уменьшает.

Если говорить о "сексуальном опыте", можно упиваться его расширением, стремиться к разнообразию получаемых удовольствий. Но секс вне настоящей любви - это удовольствие, разрушающее счастье. Вот почему - не прелюбодействуй.


Ради будущей любви

Хорошо если обладаешь глубинной интуицией. А если не обладаешь? Как же обычному человеку распознать, с настоящей он встретился любовью или нет? Есть ли какое-нибудь знамение, какой-нибудь опознавательный знак?

Наверное, нету. "Любовь - это свободное избрание", - считал Павел Флоренский. Любой опознавательный знак убивал бы эту свободу. Но ничего не гарантировал бы взамен, потому что любовь надо не только найти, но и сохранить. И то, и это зависит от нас самих.

Тут важен не опознавательный знак, а наша собственная устремлённость. Чего мы ищем в другом человеке? Кем мы сами готовы быть для него или для неё? Дружелюбным братом - или любящим мужчиной, который готов стать женихом и мужем? Дружелюбной сестрой - или любящей женщиной, которая готова стать невестой и женой? Если мы определимся с этим, мы будем знать, как себя вести. И даже если мы ошиблись в своём устремлении, это будет честная ошибка. Но если не определимся, эта внутренняя нечестность может принести много вреда, внутреннего и внешнего. Вот почему - не прелюбодействуй.


Ради настоящей любви

С настоящей любовью тоже иногда бывает очень непросто. Не только светлые силы поддерживают её, но и тёмные усердствуют, стараясь её разрушить. Ведь это часть Божьего замысла, ненавистного тёмным, и с разрушения любви они могут начать успешное разрушение человеческой жизни, даже двух жизней, а то и больше.

Кому мы будем помогать? Светлому или тёмному усердию будем мы содействовать своим поведением, своими поступками, своим отношением к жизни? Уступим соблазну, прельщению - или будем держаться Замысла?

Известно, что человек может подыскать себе оправдания для чего угодно. Так что дело не в том, чтобы построить для себя оправдательную систему. Дело в том, чтобы снова и снова дать себе отчёт: что в твоей жизни настоящее, а что - соблазн и прельщение, чем бы они ни были обоснованы. Вот почему так коротка заповедь: не прелюбодействуй.


Ради вечной любви

Настоящая любовь, наверное, тем и отличается, от всего остального, что она не может стать преходящей. Бывают прошедшие увлечения, убежавшие в прошлое "любёночки". Прошедшей любви не бывает.


Христианин, веруя в жизнь вечную, ждёт новой встречи с теми, кто был ему дорог. Не может быть, чтобы замысел соединения судеб исчерпывался земной жизнью.

Вот почему, даже оставшись в одиночестве: не прелюбодействуй.


Особая любовь

Бывает и особое наполнение жизни любовью. Такой любовью, которая не сосредотачивается на одном человеке. Любовью к Богу, любовью к ближнему своему в самом широком смысле слова.

У такой жизни иной Замысел, и его нельзя мерить общей меркой. У такой жизни есть свой смысл, своя энергетика, своё призвание. Но для неё действует тот же призыв, оберегающий от соскальзывания в бессмыслицу, от растраты энергии попусту, от разрушения призвания.

Для всех нас остаётся точным и верным предостережением: не прелюбодействуй.


Опубликовано: журнал "Решение", № 9, Москва, 2004, стр. 22-23

 

 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК