Виктор Кротов
Философия Статьи
 
Человек пред-верия
 
на главную
 

 

ЧЕЛОВЕК ПРЕД-ВЕРИЯ


Люди пред-верия

В нашей стране много людей веры. Но намного больше - людей пред-верия. Тех, кто не является принципиальным атеистом, в ком есть расположенность к вере (часто неосознанная), но самого чувства веры ещё нет.

Человек пред-верия далеко не всегда готов к обращению. Ему нужно сначала разобраться в себе и в том, что такое вера и религия. И его неторопливость достойна уважения. Я сам долгое время был человеком пред-верия и помню, каким самоуверенным - и вместе с тем неустойчивым - может быть это состояние души. Поэтому важно постараться понять внутренний мир ищущего и колеблющегося человека, помочь из этого мира взглянуть на то, что гораздо яснее для человека верующего. С этой точки зрения и хотелось бы вести разговор.

А чтобы разговор был веселее, хочется время от времени переходить на более живой язык - на язык притчи.


Кругодыры

Жили вокруг дыры кругодыры. Они думали, что дыра важнее всего в их жизни. Самые смелые заглядывали в неё. Самые умные размышляли: что там?

Однажды из дыры вылетела одноглазая птица. Села передохнуть, осмотрелась и сказала:

- Повезло вам! Так близко к небу живёте.

Полетела птица дальше вверх, а кругодыры подняли вслед за ней головы - и заметили НЕБО.


Мировоззрение и философия

Переживать религиозное чувство можно без всякой философии. Но желание осмыслить его приводит к необходимости ориентироваться среди различных мировоззренческих представлений - тех, что существуют вокруг, и своих собственных. В этом смысле каждому человеку приходится быть хоть немного философом. Поэтому прежде чем говорить о религии, нужно вспомнить о философии.

Если говорить о философии в целом, то главная её задача - помогать человеку ориентироваться. Ориентироваться в том, что для него, для этого человека, важнее всего.

Каждый сам себе философ, но это не означает, что каждый обязан ориентироваться исключительно сам по себе. Навыки ориентирования люди передают друг другу, как и всякие другие навыки, хотя все эти навыки нуждаются в освоении и усвоении. Так складываются философские учения, и люди вольны выбирать то или иное среди них себе в помощники. Естественно для человека и в вопросах религии опираться на помощь философии.


Небосвод на палочке

Всё Клук огорчался, что небо не так себя ведёт. Хочется солнышка, а льёт дождь. Хочется прохлады, а лучи жарят. Ну и так далее.

Вот Клук и завёл собственный небосвод на палочке. Щёлкнет кнопкой - лампочка загорится. От другой кнопки водичка брызжет. Ну и так далее. Вот жизнь! Сам себе хозяин.

А главное, если надоест, можно своё небо сложить и гулять сколько хочешь под самым обычным - общим!..


Внутренние помощники

Есть у нас и другие, внутренние помощники. Это наш разум и те главные чувства, которые живут в нашей душе. Именно они позволяют различать ориентиры. Именно они побуждают нас прислушиваться к интуиции и к голосу Высшего, который может прозвучать в нашей душе. Именно они оценивают достоверность душевного и духовного опыта других людей, свидетельствующих о том, что встретилось им на их пути.

Наш разум и наши чувства побуждают нас ориентироваться в самых разных вещах: в отношениях с людьми и в социальном устройстве, в логических суждениях и в этических проблемах, в искусстве и в собственных творческих возможностях. Они помогают нам выбирать направления одновременно в нескольких разных лабиринтах существования. Но мы обратимся здесь лишь к одной из этих сфер жизни - к той, которую принято называть религией. Не будем её заранее возвеличивать или с порога объявлять заблуждением. Раз у многих людей существуют глубокие чувства, относящиеся к этой области восприятия мира, она в любом случае заслуживает внимания.


Ступеньки и крылья

"Летун": так называлось одно судно на подводных крыльях. Здорово "Летун" по воде летал. А мечтал - по небу!

Заплыл он однажды в шлюз. Там вода поднялась, и "Летун" дальше поплыл. Понравилась ему эта ступенька вверх.

Стал он всюду шлюзы искать, и чтобы они непременно выше его поднимали.

Наконец у самого неба оказался. Тут уж он сам разогнался - и крылья его из подводных стали воздушными.

Загудел "Летун" от радости и поплыл по небу.


Вера и религия

О внутренних переживаниях, относящихся к религиозной стороне жизни, мы говорим как о вере, или о чувстве веры. Присутствие в жизни людей такого чувства со схожими проявлениями, круг социальных традиций, общих переживаний, связывающих людей друг с другом и с неким высшим началом, мы называем религией.

Говоря об этом "высшем начале", будем пользоваться для простоты словом "Высшее", чтобы не утонуть в теологических и конфессиональных рассуждениях.

Основная задача философии - помогать человеку ориентироваться в главном. Основная задача религии - помогать человеку ориентироваться по отношению к Высшему. Философия поможет осознать в себе наличие среди остальных чувств религиозного чувства - чувства веры - и его место среди остальных чувств. Религия поможет развитию этого чувства, поможет жизни под его руководством.


Рюкзак с неба

Полез Мон на вершину высокой горы. Сам бы ничего, да рюкзак тяжёлый, так и тянет вниз. Но всё же Мон долез.

Встретил на вершине ангела. Тот говорит:

- Давай меняться: земной рюкзак на небесный.

Согласился Мон и стал спускаться. А небесный рюкзак вверх тянет. Еле дотащил его Мон.

Развязал - а там пусто! Только голос ангела слышен:

- Верхние вещи так просто не увидишь. Ничего, они сами своё место найдут. Спасибо, что дотащил, Мон.


Высшее

Что это такое - Высшее? Чтобы составить представление о нём как об ориентире, нам помогут внутренние переживания и размышления, люди и книги (прежде всего - священные тексты). Чтобы воспринять Высшее глубоко, чтобы ощутить связь с ним, необходимо что-то испытать самому. То есть нужен личный религиозный опыт. Многое нам может дать знакомство с религиозным опытом других людей. Но без собственных переживаний, без попыток их осуществления в жизни наше представление о Высшем останется чисто умозрительным.

Даже если мы признаем Высшее реальностью, это не означает, что мы навсегда избавились от сомнений и обрели стопроцентное знание о том, на чём основано наше чувство веры. Ведь Высшее реально прежде всего как тайна.

Таинственны и многие другие наши важные ориентиры. Таинственно прекрасное. Таинственно наше нравственное чувство. Таинственны дружба, любовь, призвание... Наверное, все наши главные переживания, без исключения, уходят корнями в тайну. Радоваться этому или печалиться - дело вкуса. Но приходится с этим считаться.


Тропинка для босых

Встретились два волшебника, Фа и Фо. Фа похвастался туфлями-скороходами, которые мчались быстрее света.

- А у меня есть бесконечная тропинка, - сказал Фо. - Кто по ней идёт, наполняется радостью и мудростью. Чем дальше, тем больше.

- Давай пробежим по ней в моих туфлях, - предложил Фа. - Станем самыми радостными и мудрыми.

- Нет, - улыбнулся Фо, - обутому по ней и шагу не сделать. Это только для босых тропинка.


Тайна

Признание того, что тайна является прежде всего тайной, не исключает никаких возможностей познания. Мы можем стараться понять её - в меру своего разумения, можем быть причастны к ней - в меру своей настойчивости, можем жить ею - в меру своей решимости. Не можем лишь одного: самодовольно полагать, что никакой тайны не существует, что понимание мира зажато у нас в кулаке.

Поэтому опыт восприятия Высшего - это всегда опыт общения с Тайной. Философия может вывести к такому опыту, но не может заменить его. Зато сам религиозный опыт, встреча с открывающейся нам Тайной, может позволить нам даже отказаться от философствования на религиозную тему. Ведь философия выводит нас к ориентирам и целям, но сама не может быть ни целью, ни ориентиром.

Рационалист, пытающийся отрицать саму возможность тайны, заранее объявляющей её областью знания, до которого человек пока просто не успел добраться, всего лишь бродит по берегу великого океана Тайны. Чувство веры учит нас искусству плавания по его просторам.


Подсказочный справочник

Была у одного учёного подсказочная книга. Когда учёный не знал, что делать, он заглядывал туда и узнавал.

Однажды прилетел ангел и говорит учёному:

- Хочешь, возьму среди звёзд полетать?

А в справочнике написано: "Ангелов не бывает". И всё-таки учёный полетал с ангелом.

С тех пор подсказочник как сквозь землю провалился.


Достоверность

Вопрос религиозного ориентирования - в том, что насущно именно для меня: конкретного человека со своей судьбой и своим путём духовного развития. В том, что представляется мне наиболее достоверным для верной ориентации в жизни.

Стоит вслушаться в замечательное слово: "достоверный". Достойный веры! Моей веры в то, КАК ОНО НА САМОМ ДЕЛЕ. Идёт ли речь о поэтичном предании или о методичном логическом рассуждении, мне важно, чтобы то, что я слышу, убеждало меня, позволяло мне надеяться на то, что и завтра, и позже всё останется именно таким, а не будет вывернуто наизнанку.

Подробнее о пред-верии, о вере и о религии можно прочитать в моей книге "Человек среди религий". А здесь, на прощание (до встречи в книге), - ещё одна притча.


Путаник

Жил-был путаник.

Подумаешь, какая невидаль, скажете вы. Мало ли на земле путаников?

Согласен, уговорили. Немало, немало на земле путаников. И сам я путаник. А вы? Неужели никогда ни в чём не путались? Вспомните как следует... Может быть, одни только путаники на земле и живут. Тогда о ком же ещё писать?

Итак, жил-был путаник. Пошёл он однажды куда-то по своим путаным делам и заблудился. Знаете, как это бывает? С дорожки на дорожку, с тропинки на тропинку - и вот забрёл он уже невесть куда.

Это невесть что, куда он забрёл, оказалось очень странным местом. Нигде никого, зато повсюду какие-то канаты, верёвки, проволоки и всякое такое.

Ну, а путанику, сами понимаете, только этого и не хватало!

Тут же он зацепился за проволоку. Стал от проволоки отцепляться - запутался ещё и в верёвках. Стал из верёвок выпутываться, глядь - уже одна нога в канатную петлю попала, а на другую рваная сетка намоталась. То есть запутался он совершенно.

Да ещё какой-то голосок справа нашёптывает: всё, мол, путник-путаник, не вырваться тебе уже отсюда. Покосился путаник вправо - никого нет. А голосок нашёптывает и нашёптывает.

И в самом деле, чем больше дёргался путаник, тем больше увязал он во всех этих нелепых верёвках, проволоках, канатах и сетках.

Отчаялся он. Понял, что всё кончено, - и махнул на всё рукой! Кстати, сильно махнул, отчаянно.

И вдруг показалось ему, что от этого взмаха он чуть-чуть вверх приподнялся. Взял он, да и второй рукой на всё махнул. Ещё отчаяннее. И опять показалось, что чуточку приподнялся.

Это только показалось, показалось, - раздаётся шепоток в правом ухе. А в левом ухе другой голосок раздаётся, позвонче, хотя тоже непонятно откуда: давай-давай, маши сильнее, раз уж ничего больше не получается, отчаяние тоже штука полезная.

Да ну его, этот правый шепоток, подумал путаник, что-то в нём смысла нет никакого, послушаю-ка я лучше тот голосок, что слева. Замахал он изо всех сил руками - и надо же: стал вверх подниматься!..

Тянулись, тянулись за ним верёвки, канаты и проволоки, сколько у них длины хватило, а потом на землю упали. Оставил путаник всю путаницу внизу - и улетел.

Рассказывают, он с тех пор стал жить по-другому. Его и путаником-то больше никто не называет. А имя его я не скажу. Мало ли кто когда путаником оказался. Да и сам я был путаником...


Опубликовано в журнале "Решение", № 3, М., 2003

 

 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК