Виктор Кротов
Философия Статьи
 
Пред-верие
 
на главную
 

 

ПРЕД-ВЕРИЕ

Задачи нового просвещения по ликвидации последствий атеистической идеологии

 
Каждый, кто уверен в том, что ему есть что сказать относительно этического самосознания общества и индивидов, имеет право говорить теперь, хотя время выдвигает на первый план политические и экономические проблемы.
 
Альберт Швейцер

Духовную свободу, или, как принято говорить в дискуссиях о правах человека, свободу совести можно понимать широко - как свободу верить или не верить во что угодно. Но в наше время и в нашей стране важнее, может быть, несколько более узкое понимание духовной свободы - как возможности ориентироваться среди вершин этической и религиозной мысли, как возможности свободного зарождения и развития чувства веры, прокладывающего душе её собственный путь. Слишком много усилий было предпринято для истребления этих возможностей в России, чтобы продолжать сейчас играть в равноправие с идеологией отрицания. И новому российскому просвещению предстоит много потрудиться, чтобы восстановить в социальном масштабе ту основу душевного мироустройства людей, без которой невозможно говорить о духовной свободе ни в каком смысле слова.

Как человек, с которого только что сбросили тугие путы, долго не может овладеть своими членами, так и народ наш, десятилетиями опутанный пропагандой безверия, не пришёл ещё в себя.

Многие берегли веру при любых обстоятельствах жизни, передавали её от сердца к сердцу, страдали за неё и погибали. Они знали, что нужное им Царство не от мира сего. Мы и имен всех не узнаем, пока не развернутся свитки Страшного Суда, только помним, знаем и чувствуем, что живём на той земле, на которой они жили, в которую они легли.

Механизм официального обездушивания души был запущен на полную катушку. И действовал с унизительным для всех нас успехом. Даже сейчас, казалось бы разрушенный, он продолжает делать свою работу.

Тревожно, когда думаешь о тех, кого захватила или хотя бы зацепила эта пропагандистская атеистическая машина. О тех, кто привык относиться к вере как к разновидности психической неполноценности. О тех, кто увяз в рациональных интерпретациях мира, считая их единственной опорой мышления. И о тех, кто приспособился вообще не задумываться над тем, как оно на самом деле.

В традиции многочисленных философских школ Индии уже много веков, если не тысячелетий, существует одно из начальных упражнений: опровержение материалистического заблуждения. Подразумевается, что на это способен даже начинающий философ. У нас чучело материализма было возведено на идеологический престол и три четверти века приучало людей к своим фантасмагориям.

Ликвидация последствий атеистического террора - работа долгая. Долгая и непростая. Миссионерская проповедь сама по себе не решает той болезненной проблемы, о которой идет речь. Зерно должно упасть на почву, где оно сможет прорасти.

Чтобы хоть как-то взрыхлить почву, плотно утрамбованную советским образом мышления, необходима прежде всего деятельность, относящаяся к общей внутренней культуре. Для великого множества людей, живущих рядом с нами, чувство веры не является элементом внутренней реальности. Среди них есть прекрасные люди, не знающие, что за свет освещает их душу. Есть люди сложные, которым не хватает духовной культуры для духовной ориентации. Есть люди, которых пропаганда просто заговорила, загипнотизировала. Всё это люди ПРЕД-ВЕРИЯ. Им необходимо помочь обрести нормальное душевное состояние, располагающее к возникновению и развитию чувства веры.

Человеку, которому чувство веры представляется естественным элементом бытия, особенно если ему с детства помогло в этом его окружение, трудно понять, какой едкой отравой потчует нас государственно узаконенный материализм. Но тот, кому знаком вкус этой отравы, кто ценой отчаянных внутренних усилий долгое время выводил её из своей души, понимает, как важно помочь другим от неё освободиться.

Проповедью трудно пробиться сквозь это состояние. Тому, кто знаком с христианством по карикатурам, по юмористическим изложениям или по курсу "научного атеизма", кажется, что он уже более или менее всё о религии знает. Мнимое мусорное знание, оно-то и мешает человеку слышать и понимать.

Поэтому помощь людям пред-верия требует более широкого подхода. Главное - вывести человека из состояния зашоренности, зацикленности. Вывести к свободному выбору.

Людям пред-верия поможет любая терпеливая и настойчивая деятельность, исполненная внутреннего света. Но условия для такой деятельности в нашей стране во многом сформированы за предыдущие десятилетия. На смену идеологизации пришла политизация. На смену пропаганде пришла коммерция. Не будем понапрасну клеймить эти явления. Политическая активность делает свою работу. Выживание коммерческих структур даёт нам надежду на постепенный выход из унизительной житейской беспомощности. Но как же быть с духовным высвобождением?

Осмотримся: что можно сделать в наших реальных условиях?

Людям пред-верия нужна хорошая литература.

Это относится и к хорошей старой литературе. Сам выбор прошлой литературы, её издание и раскрытие её потенции работает и на сегодняшний день, и на сегодняшнего человека. Но всё же прошлая литература выросла из прошлых особенностей жизни. Наши теперешние особенности тоже заслуживают внимания.

Литература, живописующая социальный театр абсурда, художественная или публицистическая, сегодня в какой-то степени преуспевает. Но подняться из пред-верия она не поможет. Она лишь раздувает огонь скептицизма на нашем и без того обширном пепелище. Или позволяет получить некое удовлетворение от расчесывания зудящих мест.

Литературе экзальтированной, ведущей религиозную пропаганду, трудно завоевать людей, утомленных пропагандой вообще. Человек пред-верия нуждается прежде всего в сочувствии, в понимании его нелёгких внутренних проблем.

Нужна литература освобождающая. Литература, возвращающая нам живое ощущение неба над головой. Разрушающая вбитые в голову клише и поворачивающая нас от обыденности к бытию. Литература внутренних поисков, внутреннего ориентирования. Литература, самим словом своим противостоящая мутным потокам бульварного чтива.

Как пробиться такой литературе, самой беззащитной среди мускулистых соперников, к нуждающемуся в ней читателю? Кто ей поможет?

Для этого нужны новые журналы, новые издательства, озабоченные не одним лишь коммерческим успехом, но и желанием работать на подлинную жизнь. Необходимо участие преуспевающих коммерсантов в создании этих структур. Право же, это выгодное вложение средств - в поиски смысла жизни! Общества, посвятившие себя духовному возрождению, могут организовать литературные конкурсы на светлую, ищущую литературу. Пусть открытие и поддержка новых имён станет первоочередным делом, серьёзным и престижным, для тех, кто имеет к этому возможности.

Но и самому писателю нельзя дожидаться, пока его отыщут и оценят. Да, есть литературные жанры, пользующиеся большим спросом. Можем ли мы сторониться таких жанров от того лишь, что их оседлали литературные ремесленники? В жанре детектива создавали свои шедевры и Достоевский, и Честертон. И если к человеку, который ничего, кроме детективов, не читает, можно пробиться через детектив - не будем презирать и детектив.

Людям пред-верия нужна обновлённая культура.

Культура, построенная на философском и духовном экуменизме вместо привычной нам борьбы группировок. Культура созидающая, а не разрушающая. Культура, исполненная взаимной симпатии или хотя бы терпимости: "Духа не угашайте, пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь".

Такую культуру не надо вымаливать или требовать у властей, они в принципе неспособны создать её. Необходимо её строить - внося свою посильную лепту, не забывая главных целей и сохраняя разборчивость в средствах. Строить, избавляясь от привычного обыкновения заискивать перед чиновниками и распихивать соперников локтями.

Кто будет строить такую культуру? Наверное, некому это делать, кроме тех, кто сам способен к творчеству или кто способен оценить значение творчества. Творчества, повернутого лицом к пред-верию.

Сейчас у нас время трудных решений для людей творческого труда. Если мы не хотим, едва выбравшись из идеологического безвременья, оказаться в объятиях безвременья обывательского, мы должны овладевать непривычными профессиями. Нам придётся входить в подробности экономического выживания, создавать дееспособные организации, предприятия и структуры. Дееспособные и в творческом и в деловом отношении. Придётся - если мы хотим что-то сделать.

Уже и делается. Тем, кто не решился действовать сам, важно хотя бы заметить эти попытки. Помогать более мужественным деятелям, делателям светлой культуры. Не оставаться спокойными наблюдателями, гадающими: получится у такого-то или не получится.

Людям пред-верия нужна честная наука.

Наука, способная вывести человеческую мысль на достаточную высоту. Наука этичная, чистоплотная, не угодничающая перед сильными мира сего. Наука, озабоченная не только физическим, но и духовным выживанием человечества.

Здесь, как и в других обозначенных проблемах, мы касаемся не только трудностей нашего времени, нашей страны. Преодоление барьеров пред-верия актуально повсюду. В науке прежде всего.

Наука, в которой материализм является скрытой аксиомой, наука, в которой рационализм подменяет собою разум, опасна, как игры самовлюблённого ребенка. Такой науке ничего не стоит создать любое оружие или породить на свет уродцев генной инженерии. Но ещё трагичнее побочный эффект такой науки: создание рационалистического луна-парка, где есть чем поразвлечься, но из которого человеку пред-верия выбраться непросто.

Не настало ли время обновлённой науки? Науки, помогающей человеку разобраться в главных для него вещах, а в остальных проблемах опирающейся на эти главные ответы.

И снова ясно: ничего не произойдет, если мы будем просто дожидаться такой науки. Но для каждого учёного произойдет перемена, когда он определится, на какую науку работает.

Людям пред-верия нужна человеческая педагогика.

Не эксперименты в образовательной сфере, а поле возможностей для каждого, кто способен воспитывать человека. Но кто создаст это поле возможностей, как не мы сами?

Мы - родители, ориентирующие своего ребёнка и поддерживающие его на выбранных путях.

Мы - специалисты, помогающие ребёнку освоить нужные ему знания.

Мы - люди творчества, особыми нитями связанные с детством.

Наконец, кто бы мы ни были, каждый из нас, мы всегда - воспитатели, помогающие ребенку нащупать свой собственный образ мыслей и взглянуть на жизнь своими глазами.

Нужны книги по глубинному воспитанию. Нужны спонсоры, вкладывающие свои деньги в образование и воспитание, от которых зависит наше будущее. Это куда более основательная реклама, чем поддержка конкурсов красоты или презентация с шампанским.

Людям пред-верия нужна освобождающая философия.

Нужна философия, перекидывающая мостик от их внутреннего прошлого к внутреннему будущему. Философия, делающая это дело, сейчас бесценна.

Где те философы, которые помогут осмысливать жизнь, когда окончательно отхлынет мутная волна официозной псевдофилософии? Они несомненно есть среди нас. Но как узнать их имена, познакомиться с их идеями, обратить их мышление на помощь людям пред-верия, да и всем нам в целом? Куда понесёт статью или книгу сегодняшний философ, независимый в своих суждениях от политических и конфессиональных течений?

Ведь нам не дожидаться нужно таких людей, а искать их, давать им не меньшую возможность высказаться, чем давала своим подручным официальная идеологическая машина. На создание таких возможностей нужна решимость, даже смелость. И очень хочется увидеть отважных людей такого рода.

В наших ли силах предпринять все эти реальные усилия для выхода из того полуобморочного духовного состояния, в котором находятся сейчас огромное число "постсоветских" людей? Людей, не почувствовавших еще, что "всякая душа по природе христианка", потому что и само существование души для них понятие непривычное.

Подумаем. Если вы читаете эту статью, значит нашлось, кому её напечатать. Нашелся издатель, нашлись читатели. Это малость, но сколько уже и более значительных дел происходит.

Приглядимся. Не будем обращать внимания на духовный "китч" вроде продуктовых пакетов с "Тайной вечерей" Дюрера или табель-календаря с Девой Марией. Верного, нужного тоже немало. Пора уметь замечать, уметь помогать, уметь участвовать, уметь начинать новое...

Если говорить по большому счету, то, может быть, все мы - люди пред-верия, нуждающиеся во внутреннем освобождении от того, что наросло на нас за семь с лишним болезненных десятилетий. И всякое освобождающее усилие на пользу всем нам, пробивающимся к свету.

Опубликовано в газете "Протестант" № 6 (32), июнь 1991 г.

 

 
  Автор сайта: Ксения Кротова. Автор логотипа (портрета ВК): Мария Романушко. Автор постраничных афоризмов: сам ВК